Результаты обсуждения метода «системных расстановок Берта Хеллингера»

 

Один из семинаров членов ЕОПП был посвящен анализу метода системных семейных расстановок Берта Хеллингера.

Продолжая работу по критическому осмыслению современных направлений психотерапии с позиций христианского мировоззрения, мы руководствуемся библейским принципом «по плодам узнаете их», так как при непродолжительном  наблюдении процесса не всегда очевидны результаты.

Так, например, «плодом», концом жизни авторов метода НЛП стали мистицизм и психиатрическая клиника! Такой «плод» побуждает к определенным размышлениям.

Анализируя различные психотерапевтические методы, направления, следует обращать внимание на их автора – его биографию, мировоззрение, исходя из того, что именно личность психотерапевта является главным «инструментом» воздействия на человека, обратившегося за помощью. Психотерапевт  осознанно или неосознанно (не контролируя себя) транслирует своё мировоззрение клиенту в процессе психотерапии. Эта «трансляция» осуществляется хотя бы в критериях «излечения», «улучшения», «решения проблемы» клиентом, интерпретации причин нарушений или жизненных затруднений клиента и во многом другом.

Для психотерапевта существует большой соблазн перейти из психологов в гуру. Рецепт довольно прост: «забыть» основы психотерапевтического знания и начать учить клиента «правильной жизни» (разумеется, «правильной», с точки зрения самого психотерапевта).

А если ещё прибавить мистицизма, псевдорелигиозной  экзальтации (что сегодня принимается клиентами «на ура») или тумана шаманских практик, то клиент не посмеет признаться, что ему всё это никак не помогло.

Естественно, объективное исследование эффективности метода, как правило, отсутствует, в том числе и метода «системных расстановок».

Берт Хеллингер на основании семейной терапии, психоанализа, НЛП, провокативной терапии и своего 16-летнего опыта работы с зулусскими племенами и их шаманами, в начале 1980-х сформировал свой «научный подход», который впоследствии получил название «системные семейные расстановки». Для распространения своего метода, который Волков Е.Н и Вершинин М.В[1].назвали всего лишь психологическим БАД (биологическая активная добавка), Берт вступил в Немецкое общество семейной терапии, где возникло ядро поклонников его идей и метода.

Метод «системных расстановок» приобрел большую популярность как за рубежом, так и в России, в том числе и благодаря его сходству с такими довольно известными концепциями психотерапии как анализ жизненных сценариев Э. Берна, первичная терапия А. Янова, системная семейная терапия и социодрама Я. Морено. В отличие от данных концепций, признаваемых в качестве отправных точек научного критического анализа, метод Хеллингера рассматривается мировым психотерапевтическим сообществом как маргинальная методика, не имеющая теоретических оснований, кроме субъективных воззрений автора. В авторитетном источнике «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред Б.Д. Карвасарского 2 изд. данный метод не рассматривается. Это можно объяснить тем, что он нарушает ведущий принцип современной психотерапии — рассматривать клиента, как главное действующее лицо, благодаря активности которого и прорабатывается проблема. Например, в социодраме Морено и в групповой скульптуре В. Сатир социальное пространство действующих лиц и «групповую скульптуру» строит сам владелец проблемы, получая при этом опыт новых переживаний и новые ракурсы видения проблемы. В методе Хеллингера цель и направление работы якобы определяет безликое «поле системы», реализацию «мотивов» которого выполняет или сам ведущий, или  назначенный «расстановщик» в меру своих субъективных мировоззренческих представлений (ведущий группы впоследствии даёт интерпретацию целей поля системы), а действующих лиц системы играют выбранные расстановщиком заместители, обладающие, опять же по мнению ведущего, «заместительским восприятием», т. е. способные понять, что хочет «поле системы» от членов системы и от клиента.

Клиент же, в силу своей зависимости от проблемы, нежелания взять ответственность за её решение, психологических защит и эффекта конформности, признает найденные видение проблемы и решения как свои собственные. Таким образом, метод нарушает главные принципы современной психотерапии: активность клиента, ответственность клиента за решение проблемы, экологичность решения проблемы, и при этом имеет опасные черты директивности, гуризма и иллюзию псевдорешения. Немецкий психотерапевт Вернер Хаас (Германское общество семейной терапии) о приёмах Берта Хеллингера пишет, что магические ритуалы заменили у него терапию, вместо диагнозов оракул использует мистические понятия.

Интересно также, что Берт Хеллингер всегда позиционировал себя, не как «психотерапевт», а как «расстановщик», что это за реестр в профессии – непонятно.

Немецкое объединение психологов отказалось от метода Хеллингера, потому что он выдает себя за гуру и, таким образом, основывает очередное псевдорелигиозное движение. «Гуризм» Хеллингера особенно усилился в последние десятилетия, когда для него собирались огромные аудитории, и где было так легко манипулировать авторитетом Учителя.

Из описаний биографии Берта Хеллингера  известно, что раньше он состоял членом католического ордена. После  своей  африканской поездки и активного участия в шаманских практиках зулусов, принятия им их мировоззренческих взглядов (что нашло отражение в последующих его книгах), он вышел из католического ордена и сложил с себя духовный сан.

Ритуалы зулусских шаманов были направлены на то, чтобы разыскать необходимые частички (души) и вернуть их обратно человеку, для чего шаман входил в изменённое состояние сознания и отправлялся на поиски потерянной части души. То, какую часть души шаман находил или вызволял, определялось не человеком, а Духами.

При рассмотрении метода «системных расстановок Берта Хеллингера» следует в первую очередь обратить внимание на признаки, указывающие на применение оккультных техник, как в процессе организации, так и при проведении «расстановок». На мистический характер указывают многочисленные отзывы участников, описывающих свои ощущения, в том числе как вселение в них какой-то личности.

Наиболее уязвимым местом метода является субъективность т.н. заместительского восприятия: субъективные ощущения и состояния одного из членов группы клиентов объявляются «объективными» без всяких доказательств и принимаются за критерий истинности состояния другого члена группы. Понятно, что членам психотерапевтической группы, взволнованным и сбитым с толку, очень трудно отделить субъективное от якобы «объективного», объявленного таковым Учителем.

Заместители в расстановках – это символы энергии, которая хочет человеку о чём-то сообщить, показать. На языке действий, отношений и событий, которые происходят в расстановке, ведущий и клиент что-то осознают. Далеко не всегда то, что было показано и интерпретировано в расстановке – так оно и было на самом деле. Участниками группы метафора часто признаётся за действительность. Заместители и их действия – это символы чего-то, например, основных энергий, действующих в ситуации. Расстановка – это метафора энергетических процессов, их отражение при помощи фигур, комбинаций, взаимодействий, это язык, при помощи которого можно что-то сообщить человеку.

Очевидна эта оккультная, лженаучная «обоснованность» метода расстановок, «эффективность» которого объясняется, вероятно, во многом тем, что всё это чем-то похоже на сон: участники «психотерапевтического» процесса находятся в изменённом состоянии сознания...

Как правило, специалистами расстановок по Берту Хеллингеру становятся люди, склонные к мистицизму, религиозной экзальтации, не способные отделять субъективное от объективного, имеющие довольно низкий уровень академических знаний, поэтому их не смущает лженаучность метода и оккультное мировоззрение в его основе.

Можно еще говорить о негативных и травмирующих последствиях вхождения для участников группы в роль других людей с тяжелыми психическими заболеваниями или абортированных.

Смущает регламентация процесса прощения и исполнения «законов», якобы обеспечивающих благополучие семейной системы, в которых можно увидеть жёсткую привязку проблем и болезней(склонности к правонарушениям, зависимости и др.) к нарушениям законов(закон принадлежности, например), как их видит Хеллингер. Смущают при этом введённые им понятия и описанные механизмы действия коллективной совести и конфликтов индивидуальной и коллективной совести.

Использованные схемы работы  в процессе психотерапии носят директивный характер (простить, например, по приказу даже уважаемого гуру, нельзя) – прощение – это длительный и болезненный процесс, связанный с осознаванием таких переживаемых психических феноменов, как обида, ненависть, месть, вина и т.д., поэтому «прощение по приказу» является профанацией психотерапевтического процесса.

Все это лишает метод семейных расстановок кредита доверия в науке.

На ненаучность «системных расстановок Берта Хеллингера» указывает также отсутствие данных о проведении проверки метода в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эмпирическим исследованиям.

После обсуждения все участники семинара ЕОПП пришли к выводу, что практика семейных расстановок представляет уклонение от христианской правды, и что с точки зрения православного мировоззрения применять метод Берта Хеллингера нельзя, так как в процессе этой якобы психотерапии:

  • при интерпретации семейных расстановок используется оккультное мировоззрение;
  • оккультная интерпретация приводит к зомбированию клиента, лишению его дарованной Богом свободы;
  • психотерапевтическая работа с клиентами подменяется оккультным воздействием;
  • теория и практика метода семейных расстановок лженаучна.

Доктор психологических наук, профессор Шеховцова Л.Ф.,

доктор психологических наук, доцент Иванова С.П.,

кандидат психологических наук, доцент Лепехин Н.Н.,

психотерапевты Пивоварова Н.А., Ефимова А.М.

[1]Лженаука в психологии: Почему расстановки по Хеллингеру — это бесполезная пустышка-психоБАД! Е. Н. Волков, М. В. Вершинин

Добавить комментарий