Сектантская традиция в Китае

Я давно вынашиваю планы посвятить цикл статей наиболее крупному и организованному оппозиционному движению в современном Китае – секте Фалун Дафа. Но предисловием к подробному разбору данной секты я думаю надо сделать подробный разбор сектантской традиции Китая вообще. Тема эта в российских источниках освещена мало, а в англоязычных является уделом узких специалистов истории и культурологии. Так что думаю стоит объяснить это подробно.

Вообще, на самом деле, даже сейчас в Китае в секты вовлечено немало народу, согласно официальному опросу проведенном в 2012 году, членами сект себя назвали 30 млн. человек, то есть 2,2% населения. Хотя на самом деле их может быть гораздо больше. Но при этом это не является единой организованной религией, секты очень разнообразны и многочисленны. При этом однако у них есть схожие черты и общие корни.

Влияние сект в разных регионах Китая

Религия в Китае это довольно неоднозначная тема – до сих пор крайне трудно определить и отличить где кончаются традиционные ритуалы из уважения к старине и начинается искренняя вера. Где кончается вера и начинаются философские концепции. Конфессиональную принадлежность также трудно определить.

На мой взгляд основу религиозного чувства в китайских традиционных верованиях (подчеркиваю – традиционных, а не приносных, вроде христианства или буддизма), составляет извечный китайский прагматизм. Как правило все эти секты обещают спасение уже на земле при этой жизни, и в недалеком будущем. Путь к спасению – это совершение сектанстких ритуальных практик и упражнений, а также определенные виды социальной активности и организации своей жизни.

Вообще, конкретно в китайской истории – влияние сект на исторические события колоссально – практически каждое крупное народное восстание против власти, шло под религиозными флагами, начиналось и осуществлялось под руководством той или иной секты.  Причиной этого я вижу то что императорская власть всегда была в Китае сакральна и священна. Император – сын Неба и мандат на правление ему вручен божеством. Поэтому бунтуя против императорской власти ты бунтуешь против Неба, и в таком бунте важно заручиться поддержкой какой-нибудь божественной сущности.

Будда Майтрея

Нерожденная Древняя Мать

Самый известный пример крупного и влиятельного тайного общества это «Белый Лотос» (白莲教 bailian jiao) — секта, возникшая во время владычества монгольской династии Юань (1277-1377). Сектанты «Белого Лотоса» поклонялись «Нерожденной Древней Матери» (无生老母 wusheng laomu) и верили в скорую смену эпох и приход Будды Майтреии (弥勒佛 – milefo), однако приход не мог состояться сам по себе, ему нужно было помочь организовав восстание и выгнав «северных варваров».

Также именно сектанты «Белого Лотоса» ответственны за появление тайных практик массажа, акупунктуры и ушу. Когда мы смотрим китайские боевики про тайных мастеров кунг-фу, то надо понимать почему они тайные? Причина в том, что боевые искусства это была вотчина тайных оппозиционных полупартий-полусект. Например, произошедшее в начале 20-ого века восстание ихэтуаней было организованно тайными обществами «Общество малых ножей» и «Общество больших ножей», в англоязычной историографии данное восстание называется «боксерским восстанием» — именно потому что ихэтуани разработали свою систему рукопашного боя и обучали ей своих членов.

Впрочем, я отвлекся. В 1351 году секта «Белого Лотоса» организовала «Восстание красных повязок», которое покончило с династией Юань и основало династию Мин. Несколько слов о начале восстание, это очень интересная история.

Династию Юань ненавидели все, они воспринимались как чужаки оккупанты, плюс они дискриминировали ханьцев (этнических китайцев) особенно южан. Про такие вещи как повальная коррупция и грабеж населения не стоит даже упоминать.

В 1344 году разлившаяся река Хуанхэ разрушила давно не ремонтированные дамбы и изменила русло, в результате чего был затоплен полуостров Шаньдун и разрушен Великий канал, через который осуществлялось снабжение северных земель продовольствием, что привело к голоду в северных провинциях.

К этому времени крестьянские восстания стали вспыхивать всё чаще, обеспокоенные чиновники подавали императору доклады, где предлагали меры для предотвращения бунта. В частности, предлагалось истребить всех китайцев кто носит самые распространенные сто фамилий. Однако юаньское правительство не решилось на такой шаг и продолжало бездействовать.

В такой обстановке первый министр Токто, вопреки советам сановников-китайцев, провёл в 1350 году денежную реформу, названную современниками грабительской. Реформа дала казне на первых порах большие средства, на которые Токто решил осуществить на Хуанхэ ирригационное строительство, на которое были согнаны 150 тысяч рабочих и 20 тысяч солдат. Канал был построен, но множество людей погибло от тяжёлых условий.

Катализатором накаляющейся обстановки послужил обнаруженный в конце мая 1351 года одноглазый идол с надписью на спине: «Это и есть каменный одноглазый человек. Как только его найдут, Поднебесная восстанет». Обнаружение божка произвело неизгладимое впечатление на суеверных крестьян, поскольку в народе уже давно ходила песенка, предсказывавшая близость бунта: «Каменный одноглазый человек возмутит Хуанхэ, и Поднебесная восстанет». По имеющимся ныне у историков сведеньям, «обнаружение» статуи было инспирировано членами Белого лотоса, которые вскоре начали создавать из крестьян-строителей повстанческие отряды.

28 мая 1351 года в долине Хуанхэ началось восстание, которое привело к падению империи Юань.

Лидер восстания, простолюдин Чжу Юаньчжан, сам бывший сектант, после захвата власти и основания династии Мин, первым делом запретил «Белый Лотос» и начал охоту на сектантов. В итоге секта ушла в подполье и разделилась на множество более мелких групп, которые продолжали существовать и может быть их потомки живы и ныне, кто знает.

До относительно недавнего времени, историки считали, что несмотря на запрет, секта продолжала быть очень распространённой и влиятельной. Однако, в 1992г. историк Барен тер Хаар выпустил свое исследование, где доказывается что со времен Минской династии слово «Белый лотос» было не актуальным названием организации, а бюрократическим клише для любых еретических религиозных организаций.

Дело в том, что императорскую эпоху, религия полностью находилась под контролем государства. Император, как Сын Неба, воплощал в себе как светскую, так и духовную высшую власть. Все остальные религии – буддисты, христиан, мусульмане, имели право проповедовать, только если они признавали верховенство Императора.  Очень похоже на современную политику КПК в отношений религий. Как видим тут КПК прямо продолжает тысячелетнюю императорскую традицию.

После свержения цинской династии и начала республиканского периода, в Китае было безвластие и многочисленные секты переживали период рассвета. Тем не менее, что гоминдан, что, тем более коммунисты, придерживались взгляда сходного с императорскими – никакой свободы религии, только пять официально одобренных культов и только с разрешения центральной администрации и под жестким контролем.

Тем не менее, влияние гоминдана пока еще было незначительным, страну рвали на части милитаристы, и японские интервенты. В условиях политического, социального и культурного хаоса мелкие секты и культы деревенского уровня стремительно росли в числе.

Данные секты были разнообразны и многочисленны. Особенно много их было на севере Китая, в частности в провинции Хэбей. В одном только Тяньцзине было более полутора сотен различных религиозных групп. Численность каждой секты могла составлять от нескольких сотен или тысяч и вплоть до десятков миллионов человек. Например, секта Tongshanshe (同善社Общество Доброты) к 1929 году заявляло, что у него 30 миллионов членов. Общество Красной Свастики (红卍字会Hongwanzihui) к 1937 насчитывало от 7 до 9 миллионов членов, а Общество Морали (道德会 Daodehui)- 8 миллионов.

Интересный факт насчет сектантской традиции Хэбэя. У меня есть друг американский историк, который по гранту от Бостонского университета обходил весь северный Хэбей в поисках старинных крепостей. Он в личных беседах рассказал мне что в этой области очень много деревень населены почти открытыми фалунгунцами. Данная глухая местность почти никак не контролируется властями и там в деревнях можно увидеть открытые надписи и плакаты на стенах, пропагандирующие Фалунгун и выход из Партии. Так что, хотя в годы Культурной Революции секты были зачищены, склонность местных жителей к сектантству не пропала и была быстро заменена фалунгунскими практиками.

Несмотря на свою многочисленность и разнообразие, все данные секты в целом были довольно похожи. Лидер их, как правило просветленный старец, уходил однажды в горы на десятки лет, а потом возвращался с целительными способностями и своим моральным учением. Корни всех этих сект уходили в многолетнюю традицию китайского сектантства и «Белый Лотос», в частности учения о Извечной Матери, Будде Майтрее, и грядущем апокалипсисе и смене эпох. Члены данных сообществ практиковали свои собственные лечебные практики. Все эти секты, несмотря на свой еретический характер, не пользовались вниманием властей и не делали секрета из своей деятельности. При этом они не регламентировали жестко жизнь своих членов и ограничивались целебными практиками и пропагандой моральных качеств.

Когда японцы оккупировали часть Китая, для поддержания своей власти в сельской местности, они использовали местных сектантов. Как я уже отметил выше – ни гоминдан, ни коммунисты не поддерживали локальное сектантство задолго до японской интервенции. Поэтому сектанты оказались невольными союзниками японских оккупантов, которые нуждались в них как в локальных моральных авторитетах. Коллаборационизм в пользу японцев – это безусловно грязная страница китайского сектантства, которая не добавила им очков популярности в глазах КПК, Гоминдана и простого народа.

После образования КНР в 1949г. КПК начала активную борьбу как с буржуазными и реакционными элементами, так и сектантами. Для сектантов-реакционеров существовал специальный термин «хуйдаомен» 会道门 (huidaomen). Особенно сильно гонения на них развернулись в годы Культурной Революции, которая собственно практически полностью вычистила традиционное сектантство, существовавшее еще с императорских времен. Хотя, как я отметил в самом начале статьи – секты выжили и сейчас их численность насчитывает как минимум 30 млн. членов

Тем не менее, сектантство оставило после себя, во-первых, сектантскую традицию саму по себе, а во-вторых многочисленные духовные и физические практики, которые позже были взяты коммунистами и превращены в Традиционную Китайскую Медицину (ТКМ), включая массаж, акупунктуру, ушу, кун-фу, тайцзычуань и цигун. Именно из цигуна вырос Фалунгун, так что вполне правомерно тянуть корни Фалунгуна именно в сектантскую традицию.

Алексей Попов

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ