В РГПУ им. А. И. Герцена состоялся круглый стол, посвященный теме «Новое язычество: вызовы современности». Отец Николай Святченко, председатель миссионерского отдела принял участие в научно-практическом круглом столе, посвященном феномену неоязычества. Мероприятие собрало экспертов из разных регионов России, включая религиоведов, историков, представителей Церкви и государственных структур.
О чем говорили спикеры?
- Александр Прилуцкий (директор Института истории и социальных наук РГПУ) отметил сложность классификации неоязычества: является ли оно религиозным движением, контркультурой или игровым феноменом?
- Алексей Гайдуков (модератор круглого стола, доцент РГПУ) задал тон дискуссии, подчеркнул разницу между радикальным неоязычеством, противостоящим христианству, и миролюбивым новым язычеством, не связанным с экстремизмом.
- Протоиерей Александр Пелин рассказал о позиции Русской Православной Церкви и решении создать межведомственную группу по профилактике неоязычества.
- Роман Силантьев (МГЛУ) рассмотрел влияние советской идеологии на современные неоязыческие культы.
- Даниил Крапчунов (НовГУ) раскрыл проблему фальсификации русских праздников и подмены традиционных смыслов.
- Марина Бигнова (КФУ) представила исследование среди студентов, показавшее слабую осведомленность о неоязычестве и отсутствие единого мнения о его роли в обществе.
- Людмила Григорьева (СФУ) представила критику методов оценки численности язычников, указав на романтизацию их образа и связь радикальных групп с идеями маскулинности, включая клубы единоборств.
Отец Николай Святченко выступил с анализом неоязычества с точки зрения православной апологетики. Он отметил:
Отсутствие четких критериев неоязычества затрудняет диалог, для эффективной миссионерской работы важно находить точки соприкосновения, но идеология неоязычников часто эклектична. Церковь ведет академическую, правовую и просветительскую работу против радикальных проявлений неоязычества.
Мероприятие стало важной площадкой для обсуждения актуальных вызовов, связанных с распространением неоязыческих идей, и поиска путей противодействия деструктивным тенденциям.




