Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2004 г. по гр.д.№ 33-9939
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.В.
и судей Неретиной Е.Н., Водопьяновой Л.М.,
с участием прокуроров Артамоновой О.Н., Кондратьевой Т.И.
адвокатов Леонтьева А.Е., Крыловой Г.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Федоровой Л.В.
дело по кассационной жалобе Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы на решение Головинского районного суда г. Москвы от 26 марта 2004 года,
которым представление прокурора Северного административного округа г.Москвы удовлетворено. Ликвидирована религиозная организация Религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы как юридическое лицо, запрещена ее деятельность в г. Москве. С Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы в пользу экспертов Леонтьева Д.А., Иваненко СИ., Белянина В.П., Громыко М.М., Небольсина С.А. взыскано вознаграждение за проведенную экспертизу в сумме 16 тысяч рублей в пользу каждого; в пользу Алексеева К.И. взыскано вознаграждение в сумме 22400 рублей, с Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы взысканы судебные издержки в доход государства в сумме 102 тысячи рублей,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с представлением о ликвидации и запрете деятельности Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы, ссылаясь на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых Московской общиной, содержатся признаки разжигания религиозной розни, то есть действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; предписанные в организации требования, обязательные для выполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, посягают на личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей; вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации.
Община, функционирующая в городе Москве, допускает неоднократные и грубые нарушения норм Конституции, федеральных законов Российской Федерации.
Религиозная община осуществляет деятельность, противоречащую целям ее создания. Прокурор в качестве конкретных проявлений, фактов нарушения закона со стороны общины указывает на случаи разрушившихся семейных отношений, ущемление прав детей, отказа от переливания крови по религиозным мотивам, негативное влияние общины на психологическое состояние отдельных граждан, посягательство на право на оплату труда, свободный труд призывами к служению в Вефиле, пропаганду отказа от прохождения обычной и альтернативной воинской службы, отказа от чествования флага и гимна страны.
Представитель Главного Управления Министерства юстиции по г.Москве представление прокурора поддержал.
Представители Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы требования прокурора не признали, мотивируя тем, что прокурор не доказал наличие фактических обстоятельств, на которые ссылается, неверно трактует нормы материального права; отказ от вознаграждения за труд, от переливания крови и прочие действия связаны с добровольным выбором самих граждан.
Участие в проповедовании детей происходит с согласия их родителей.
Требования прокурора представляют необоснованное вмешательство государства на право граждан на свободу вероисповедания, так как это вмешательство не основано на законе.
Судом принято указанное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит Религиозная община Свидетелей Иеговы г.Москвы, ссылаясь на то, что решение суда по сути основывается на неотносимых к деятельности Религиозной общины и процессуально недопустимых доказательствах. Вместо установления конкретных фактов противоправной деятельности Общины как юридического лица, суд фактически признает вне закона саму религиозную практику “известной религии”, что является нарушением гарантированной Конституцией РФ и нормами международного права свободы совести, выражения мысли и убеждений. Суд, по сути, уклонился от установления фактов, опровергающих позицию прокурора. Принимая решение, суд руководствовался мнениями и суждениями и специалистов со стороны прокурора, но подтверждёнными объективными данными
Суд осуществил подмену предмета доказывания, что является недопустимым, выборочно оценил показания свидетелей и специалистов, исказил суть их показаний, фактически приспособив их к принятому решению, а не основывая решение на доказательствах в их совокупности.
Таким образом, обстоятельства, являющиеся согласно ст. 14 Закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” основаниями к ликвидации Религиозной общины и запрету ее деятельности, которые суд первой инстанции счел установленными, материалами дела не доказаны.
Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, являются надуманными и не подтверждены доказательствами. Суд неправильно применил нормы материального права и допустил существенные нарушения процессуальных норм. Решение суда является неоправданным и несоразмерным конституционно значимым целям.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы по доверенности /доверенность в деле/ адвоката Леонтьева А.Е., адвоката Крыловой Г.А., представителя Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы по доверенности от 12 мая 2003 года Бернса Джона Майкла с участием переводчика Саловатовой А.Е, предупрежденной об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за неправильный перевод, представителя Главного Управления Министерства юстиции РФ по г.Москве Вишневского А.С., выслушав прокурора Кондратьеву Т.И, прокурора Артамонову О.Н., Судебная Коллегия не находит оснований для отмены решения, принятого судом в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях” / в редакции Федеральных законов от 26 марта 2000 года, 21 марта 2002 года, 25 июля 2002 года, 8 декабря 2003 года/ религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания /уставным целям/.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Рассматривая и разрешая данное дело, суд исходил из того, что Религиозная община Свидетелей Иеговы г.Москвы зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы 30 декабря 1993 года за № 432 и в соответствии с представленными, на регистрацию документами является добровольным объединением верующих, образованным в целях совместного исповедания и распространения веры Свидетелей Иеговы.
С момента регистрации принятого Положения в органах юстиции Религиозная община пользуется правами юридического лица. В канонических и административных вопросах Община подчиняется Региональному Управленческому Центру, расположенному в городе Санкт-Петербург, и Руководящей корпорации всемирной Религиозной организации Свидетелей Иеговы, находящейся в городе Бруклин, Соединенные Штаты Америки.
В соответствии с п.2.1 Положения целью Общины является совместное исповедание распространение веры и проведение религиозной деятельности возвещения имени Иеговы Бога.
Эта цель осуществляется путем христианского служения, в которое в числе прочего, включается проведение богослужений и обрядов; проповедь публичная и по домам о благой вести; обучение истинам Библии людей, желающих слушать; бесплатное наставление Свидетелей Иеговы библейским истинам; строительство Залов Царства; осуществление в установленном порядке издательской деятельности, изготовление, приобретение, экспорт, импорт и распространение Библий, другой религиозной литературы и печатных материалов, звукозаписей, видеозаписей религиозного содержания.
Членами Религиозной общины являются совершеннолетние верующие, которые стали Свидетелями Иеговы через свое добровольное посвящение Богу и последующее водное крещение (том 1, листы дела 8–14).
В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что по представлению Московского Комитета по спасению молодежи в июне 1996 года Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы возбуждено уголовное дело по фактам противоправной деятельности Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы.
В представлении Московского Комитета указывалось, что Религиозная община Свидетелей Иеговы – сильная тоталитарная секта мирового значения, которая занимается вовлечением в секту малолетних детей и использованием элементов кодирования психики; значительно ухудшает материальное положение семей своих членов путем жесткой системы сбора взносов в организацию; разжигает ненависть к традиционным религиям и религиозным направлениям Русской православной церкви, что приводит к разрушению национальных традиций в умах молодого поколения; побуждает к отказу от исполнения гражданских обязанностей, разжигает религиозную и национальную рознь; проповедует идеи абсолютного превосходства одних людей над другими, нагнетает страх, нервозность; ожидания “конца света”.
13 апреля 1998 года производство по уголовному делу было прекращено ввиду отсутствия фактов совершения преступлений и внесено представление Прокурору Северного административного округа г.Москвы, который на основании этого представления и проведенной проверки внес представление в суд о ликвидации Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По ходатайству прокурора и представителей Религиозной общины в судебном заседании были допрошены свидетели, показания которых суд первой инстанции оценил в совокупности с другими доказательствами.
Допрошенные по делу свидетели Землянская Р.А., Вишнева Н.Г., Жаворонкова А.А., Кузнецов А.И., Пикулев СЮ. показали, что их родственники являются членами религиозной общины, они полностью отстранились от проблем семьи, выполнения домашних дел, воспитанием несовершеннолетних детей не занимаются, не оказывают никакой помощи престарелым и больным родителям, не проявляют заботу о близких, не принимают участие в семейных торжествах, считая для себя главным делом деятельность в организации.
Свидетель Москалев Д.В. показал, что впервые познакомился с организацией в 1992 году, в возрасте шестнадцати лет; в 1993 году стал некрещеным возвещателем, в 1994 году крестился. Вступление в организацию создало проблемы в его отношениях с родителями. Организация прямо не печатает ничего, что мешало бы авторитету родителей. Однако, если приходиться выбирать между делом, связанным с собранием и помощью родителям, член организации должен предпочесть собрание. Он уходил на собрание даже тогда, когда требовалась родителям срочная помощь.
Организация считает более важным дело Бога, а не отношение к родителям.
Нарушив запрет организации, он участвовал в праздновании дня рождения своего деда, за что был наказан Правовым комитетом Религиозной общины (том 11, л.д. 72-94).
Свидетель Герасимов М.В., член Московского регионального Комитета по спасению молодежи, показал, что к ним обращались сотни граждан с просьбой разрешить семейные конфликты, так как их родственники являются членами организации Свидетелей Иеговы, в результате этого возникают проблемы в семье.
Свидетель Кондратьев Ф.В., психиатр, показал, что существует технология вовлечения в подобные организации: утверждается, что вновь пришедший – самый любимый человек, организация – его новая семья. Далее идет установка стены между вновь вовлеченными и родственниками, друзьями, в результате семья распадается.
Свидетель Полищук Ю.И., психиатр, показал, что работал с Комитетом по спасению молодежи, видел множество писем от родителей, беседовал с людьми, в семье все было нормально, но началось увлечение организацией и рождался конфликт.
Проведенная комиссией специалистов в составе религиоведов, лингвиста, психолога, литературоведа экспертиза пришла к выводу о том, что Религиозная община Свидетелей Иеговы подчиняет семейные отношения догматике принадлежности к общине, оказывая давление на личность в направлении подмены ценности института “семья” ценностью института “наша организация”. Безоговорочное подчинение всем установлениям и текущим решениям руководства Свидетелей Иеговы, резкое отгораживание от широкой окружающей среды детей, молодежи и взрослых, заполнение большого количества времени деятельностью по поручению организации (вплоть до почасовой отчетности) – все это следует расценивать как деструктивные тенденции по отношению к семейной жизни. В текстах Свидетелей Иеговы отсутствует прямое принуждение к разрушению семьи, но осуществляется и предлагается к осуществлению прямое психологическое давление, чреватое разрушением семьи (том 3 л.д. 11).
Возражая против доводов прокурора, представители Свидетелей Иеговы заявили ходатайство о допросе в качестве свидетелей Грузинцевой Н.В., Беженарь Г.В., Джафарова Х.М., которые не являются членами организации.
Свидетель Грузинцева Н.В. показала, что, уважая веру своего мужа, она не отмечает больше никаких праздников, отказывается от приглашений на праздники, согласна, с отказом от переливания крови.
Свидетель Джафаров Х.М. показал, что изучив догматы учения Свидетелей Иеговы, считает, что это направление христианского изучения наиболее оптимально, отвечает пониманию того, что человек должен делать, изучая Библию.
Свидетель Беженарь Г.В. показал что он тоже с членами общины изучал Библию, ходил на собрания, слушал речи
Суд оценил показания свидетелей Грузинцевой Н.В., Джафарова Х.М, Беженарь Г.В. и обоснованно их не принял, так как свидетели вынуждены принимать условия организации, боясь потерять близких им людей.
По инициативе Религиозной общины социологом Антоновым А.И. было проведено социологическое обследование членов общины Свидетелей Иеговы и в выводах проведенного исследования отмечалось, что анализ данных опроса показывает отсутствие какого-либо негативного воздействия вероучения и религиозной деятельности Свидетелей Иеговы на внутрисемейные отношения, на взаимоотношения мужей и жен, родителей и детей. Практически по всем аспектам общения в сфере брака и семьи обнаружено положительное влияние принадлежности к Свидетелям Иеговы, а также благотворное по своему нравственному и гуманистическому значению “залечивание” душевных ран тех, кто столкнулся с несчастными последствиями глобального краха института семьи (том 14 л.д. 117–152, том 12 л.д.157–171).
Суд правомерно не согласился с социологическим исследованием, проведенным Антоновым А.И., в связи с тем, что выводы построены на изучении мнения и отношения к семье лишь членов организации. Для исследования использовались списки, представленные руководством общины; анкеты заполнялись не самостоятельно, а в собраниях; мнение близких родственников членов организации не запрашивалось.
Социологом Антоновым А.И. проведено сравнение между религиозным пониманием и отношением к семье и отношением к этому понятию в обществе в настоящее время, то есть имело место сравнение намерений, мыслей, учения и настроения, но не фактического положения дел, поэтому результаты обследования не отметили ни одного факта внутрисемейных конфликтов, существующих объективно.
Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Получать вознаграждение за труд. Принудительный труд запрещен.
Как установлено судом, община Свидетелей Иеговы определяет допустимое место работы, род занятий своих членов рекомендует им выбирать работу с неполным рабочим днем; определяет членам общины режим свободного времени, рекомендует им ради служения организации выбирать работу не по профессии, но с достаточным количеством времени.
Во всех собраниях Москвы распространяются анкеты для добровольного служения в Вефиле, центре, где работают члены организации без какого-либо вознаграждения за свой труд. Организация запрещает им отмечать праздники и дни рождения, члены общины обязаны проповедовать учение Свидетелей Иеговы.
Реализуя собственную свободу вероисповедания, члены религиозной общины вмешиваются в частную жизнь, не интересуются мнением лиц, к которым приходят.
Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Пикулев С.Ю., Кузнецов А.И., Арсенкина В.Г., Буренков Д.Г., Слободенюк Е.Л., Грузинцева Н.В., Землянская Р.А., Калин В.М.
Так, свидетель Буренков Д.Г. показал, что крестился и вступил в московскую общину Свидетелей Иеговы в 1994 году, через полгода в собрании предложили поехать в новый филиал в поселок Солнечное. Имея диплом инженера, работал бетонщиком, штукатуром, заработка не имел, получал месячное пособие. Свидетель Калин В.М., руководитель Управленческого Центра, проживает и работает в Вефиле в Санкт-Петербурге, показал, что в Вефиле работает примерно 350 человек, они обеспечиваются жильем, питанием, получают деньги на карманные расходы, в зависимости от места нахождения собрания. Эта работа не является работой по трудовому соглашению, это вид служения (том 11 л.д. 16–34).
Приговором Нагатинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2001 года Киселев В.Н. признан виновным в нанесении побоев Статкевич Г.Г., которая настойчиво у него в квартире предлагала его жене литературу Свидетелей Иеговы, пыталась вторгнуться в его личную жизнь, нарушила покой его семьи (том 14 л.д. 242–244).
Из заключения комплексной экспертизы следует, что организация отличается от ей подобных организацией отчетностью, снятием и постановкой на учет, то есть обладает признаками, присущими политической организации. Резкая теократическая иерархичность сообщества, его стремление к интеграции семей в жизнь тотально властного внесветского коллектива, а также признаки военизированной дисциплинарности быта иеговистов отдаляют Свидетелей Иеговы от традиционных религий (том 3 л.д. 14).
Необходимость заполнять отчеты о количестве часов проповедования подтвердили свидетели Землянская Р.А., Журавлева Б.Ю., Слободенюк Е.Л., Москалёв Д.В.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Конвенция о правах ребенка предлагает государствам действовать, учитывая важность традиций, культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Государства-участники обеспечивают здоровое развитие ребенка; признается права ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (ст. ст. 6,14 ч. 3, 31 4.1).
В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что члены общины привлекают несовершеннолетних детей, в том числе малолетних, к участию в деятельности религиозной организации, без согласия другого родителя, не считаясь с возрастом, мнением, состоянием здоровья, интересами развития личности детей, у которых после посещения религиозных собраний ухудшается состояние здоровья, детям запрещается участвовать в праздниках, выступать, танцевать, для детей также существует отчетность об участии в религиозных мероприятиях. В результате занятости в делах организации члены общины Свидетелей Иеговы не уделяют своим детям должного внимания и заботы.
В связи с этим разногласия по вопросу воспитания детей между родителями, один из которых является членом религиозной общины, стали предметом разбирательств в судах г. Москвы по искам о передаче детей на воспитание другому родителю, ограничении в родительских правах.
Данные обстоятельства подтвердили свидетели Журавлев Ю.А., Пикулев С.Ю., Кузнецов А.И., Беляков В.Г., Вишнева Н.Г., Федорова Т.Н.
Так, свидетель Журавлев Ю.А. показал, что его жена стала членом организации после их развода, насильно водила сына на собрания в “душные сборища”, ребенок плакал, отказывался идти, сын жаловался, что его бьют, заставляют читать книжки организации. В результате таких действий сын ушел от матери и организации.
Свидетель Кузнецов А.И. показал, что его жена вступила в организацию, когда старшему сыну было 11 лет, младшему 3 года, дети участвовали в религиозных собраниях, после посещения которых детей было не узнать, появился испуг, страх. Жена постоянно водила детей с собой по разным местам, чужим квартирам, возле метро проповедовала по три раза в неделю по несколько часов, зимой на улице дети замерзали.
Свидетель Полищук Ю.А., психиатр, показал, что деятельность Свидетелей Иеговы ограничивает возможности самостоятельного мышления человека, заставляет его отказываться от многих богатств и впечатлений, способствующих обогащению личности, это задерживает психическое развитие, личности.
Свидетель Метлик И.В., занимающийся вопросами влияния религии на формирование мировоззрения детей, показал, что организация Свидетелей Иеговы не занимается приобщением детей к государственности; ценностью рассматривается дело организации, жизненные цели направлены на служение этой организации, которая ориентирует детей не участвовать в получении дополнительного образования, несущего в себе воспитательную нагрузку, поскольку такое воспитание расходится с идеями и взглядами самой организации. Религиозная община вырабатывает резко негативное отношение ко всему обществу вне данной организации. Учения организации препятствуют формированию у молодежи чувства патриотизма, любви к Родине (том 12 л.д. 1–30).
Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Судом установлено, что Религиозная община Свидетелей Иеговы г.Москвы допускает нарушение прав граждан на свободу совести, свободу выбора религии и вероисповедания.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Москалев Д.В. показал, что организация вовлекает в свои ряды новых членов общины, не раскрывая им до вступления запреты и ограничения, налагаемые общиной.
В организации используются рекомендуемые методы проникновения в квартиры, навязывания своих взглядов, используются советы по психологическому воздействию на людей в целях вовлечения новых адептов.
По заключению филолого-психолингвистической экспертизы организация использует в своей деятельности психологические методы контроля над сознанием, сущность которых заключается в задании определенных норм поведения, мышления; указанные методы отражены в текстах литературы, включая обязательные рекомендации и установки Религиозной общины Свидетелей Иеговы (том 22 л.д. 160–194).
В своих возражениях на доводы прокурора представители Религиозной общины Свидетелей Иеговы ссылаются на заключение психиатра Кагана Л.Е., в котором указано на отсутствие связи между пребыванием в организации и состоянием психологического здоровья граждан.
Суд обоснованно не согласился с данным заключением, так как лица не учитывалось. Взаимосвязь между длительностью пребывания в организации и состоянием психики, психологии определялась на основе данных, сообщенных самими испытуемыми о времени вступления в организацию.
Суд оценил представленное заключение критически, как недостаточно обоснованное и противоречащее другим, объективным обстоятельствам по делу.
Представители Религиозной общины требования прокурора не признали, указывая на то, что члены организации добровольно отказались от ранее существовавшего образа жизни, родители имеют право определять религию для своих детей, члены общины написали многочисленные обращения в суд, прокуратуру о сохранении за ними права верить и посещать общину, возражали против удовлетворения представления прокурора о ликвидации московской общины.
Суд обоснованно не принял указанные доводы представителей организации, поскольку в ходе судебного следствия было установлено, что многочисленные обращения членов организации в защиту деятельности московской общины были написаны не по доброй воле конкретных людей, а в результате давления со стороны организации на членов общины, исходя из обязательных указаний руководящих органов московской общины. Обращения, подписанные гражданами, фактически выражали мнение организации и направлены на защиту ее интересов.
Данные обстоятельства подтвердили свидетели Журавлева Н.Ю., Ханин А.А., которые показали, что текст обращений давался в собраниях. В бюллетене “Наше царственное служение” имеются рекомендации об обращении в органы государственной власти.
При рассмотрении дела судом установлено, что Религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы склоняет своих членов к самоубийству, склоняет к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи людям, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
В частности, члены общины под воздействием организации отказываются от переливания крови и ее компонентов в любых, самых тяжелых и опасных для жизни, состояниях.
Свидетели Грузинцева Н.В., Джафаров Х.М., Беженарь Г.В., подтвердили, что их родственники, члены общины, имеют карточки с отказом от переливания крови, полученные в организации.
Свидетель Арсенкина В.Г., член общины, показала, что перенесла операцию по удалению почки и с самого начала отказалась от переливания крови по соображениям своих религиозных убеждений.
Свидетель Омельяненко Н.М., работающая в больнице заведующей отделением, показала, что больные отказываются от переливания крови независимо от их состояния здоровья, ссылаясь на религиозные убеждения, указанные факты записываются в медицинских картах больных.
Спасая жизнь Семитко П.В., возраста 18 лет, отказавшегося от переливания крови по религиозным убеждениям, врачи вынуждены были перелить ему кровь во время сна. Больные отказываются от переливания крови по религиозным убеждениям, согласившись на любой исход, вплоть до смертельного (том 1 л.д. 41).
Из письма Департамента здравоохранения г. Москвы видно, что члены религиозной общины отказываются от переливания крови по религиозным мотивам, что приводит к ухудшению состояния здоровья больного, увеличению сроков лечения, усугублению течения заболевания; к невозможности оказать необходимую медицинскую помощь, приводит к другим серьезным последствиям. В НИИ педиатрии РАМН проходила курс лечения новорожденная Суворова Софья, поступившая в крайне тяжелом состоянии. Мать ребенка категорически отказалась от переливания крови девочке по религиозным соображениям при наличии жизненной необходимости такой процедуры (том 1 л.д. 44, том 2 л.д. 313, том 13 л.д. 138–142).
В соответствии с заключением психолого-лингвистической экспертизы организация Свидетелей Иеговы категорически запрещает своим членам переливание крови и ее компонентов и никогда не оставляет на усмотрение своих членов принятие решения о переливании крови в каждом конкретном случае. Организация настаивает на обязательном исполнении запрета на кровь даже перед лицом смерти (том 16 л.д.287).
В материалах дела имеется документ, именуемый “Никакой крови”, распространяемый в организации для членов общины, которым выдаются удостоверения, с указанием на то, что в силу своих убеждений они отказываются от переливания крови. Этот документ предоставляет право уполномоченным членам организации выбирать способ лечения вместо самого больного, если он будет без сознания.
Судом установлено, что существует Комитет организации по связям с больницами, целью которого является предоставление врачам информации о возможности оказания медицинской помощи без переливания крови.
Свидетели Кузнецов А.И., Жаворонкова А.А., Пикулев С.Ю., Землянская Р.А., Вишнева Н.Г., Федорова Т.Н., Москалев Д.В., Полищук Ю.И,, подтвердили факт того, что проводимые организацией религиозные мероприятия резко и негативно изменяют личность людей вступивших в организацию, отрицательно сказывается на состоянии здоровья лиц, страдающих расстройством психики.
По заключению психиатра Кондратьева Ф.В. в учении и деятельности Религиозной общины Свидетелей Иеговы содержатся факторы, которые могут привести к невротизации и депрессивным состояниям (том 1 л.д. 42, 143).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Московская община Свидетелей Иеговы посредством своей деятельности, включающей распространение литературы, побуждает граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, в частности, к отказу от службы в армии и от альтернативной службы, формирует неуважительное отношение к государственным символам – флагу, гимну, запрещает своим членам отмечать государственные праздники.
Данные обстоятельства подтвердили свидетели Вишнева Н.Г., Соснин В.П., Федорова Т.Н., Арсенкина В.Г., Слободенюк Е.Л.
Так, свидетель Вишнева Н.Г. показала, что ее невестка обучает детей отрицанию всего государственного, национального, внушает им неуважительное отношение к государственным символам страны.
Свидетель Соснин В.П., у которого на фронте погиб отец, исходя из убеждений, внушаемых организацией, не считает, что День Победы и окончание войны с фашистской Германией принес что-то хорошее в его жизнь, поэтому праздник Победы не отмечает.
Свидетель Арсенкина В.Г. показала, что, работая в фольклорном ансамбле, отказывается от участия в выступлениях коллектива, если это происходит в связи с общепринятыми праздниками.
Суд не установил обстоятельств, указанных в представлении прокурора о том, что Религиозная община Свидетелей Иеговы совершает действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности в форме разжигания религиозной розни с призывами к насильственным действиям.
В соответствии с комплексным заключением религиоведов литература, распространяемая общиной, содержит взгляды и идеи, подрывающие уважение к другим религиям. Организация не определяет для своих членов нормативные отрицательные эмоции и негативные поведенческие установки в отношении религиозных объединений или отдельных лиц как их представителей.
В то же время суду не представлено доказательств того, что имелись конфликты на религиозной почве, спровоцированные членами религиозной общины Свидетелей Иеговы,
Доводы прокурора о том, что регулярные пожертвования верующих на содержание деятельности организации в виде денежных сумм, недвижимости, страховки, завещаний приводят к ухудшению финансового положения семьи, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Допрошенные по делу свидетели не подтвердили, что пожертвования в религиозную организацию их близких повлияло на финансовое положение семьи.
В соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства и оценив их в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что деятельность Религиозной общины Свидетелей Иеговы города Москвы связана с посягательством на основные права и свободы граждан, приводит к разрушению семьи, ущемлению прав детей, склонению к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, в частности, к отказу от переливания крови. Община оказывает негативное влияние на психологическое здоровье граждан; деятельность организации сопряжена с призывами к отказу от исполнения обязанностей перед обществом.
Следовательно, вмешательство в свободу вероисповедания, в деятельность религиозной организации со стороны государства является оправданным и основанным на законе.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Конвенции “О защите прав человека и основных свобод” свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
В целях реализации принципов Конвенции Законом Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях” предусмотрено, что религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации.
В связи с тем, что Религиозной общиной Свидетелей Иеговы допускались грубые и неоднократные нарушения прав и свобод граждан, то у суда имелись законные основания принять решение о ликвидации Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы как юридического лица и запрете ее деятельности в городе Москве.
Согласно ч. 3 ст. 95 ГПК Российской Федерации суд обоснованно взыскал с Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы в пользу экспертов Леонтьева Д.А., Иваненко СИ., Белянина В.П., Громыко М.М., Небольсина С.А. вознаграждение за проведенную экспертизу в сумме 16 тысяч рублей в пользу каждого и взыскал вознаграждение в сумме 22 400 рублей в пользу Алексеева К.И., исходя из объема порученной и реально выполненной работы.
Судебная Коллегия Московского городского суда не может согласиться с доводами кассационной жалобы Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы об отмене решения Головинского суда г.Москвы по следующим основаниям.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что вместо установления конкретных фактов противоправной деятельности Религиозной общины как юридического лица, суд фактически признает вне закона саму религиозную практику “известной религии”, является несостоятельной, так как предметом доказывания являлась деятельность религиозной организации, допускающей неоднократные и грубые нарушения норм Конституции, федеральных законов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассмотрел и разрешил дело, и принял решение по тем требованиям, которые были представлены прокурором Северного административного округа г. Москвы, поэтому довод кассационной жалобы о том, что в судебном решении приводятся новые основания, которые отсутствуют в представлении прокурора, нельзя признать обоснованным.
Довод кассационной жалобы о подмене предмета доказывания несостоятелен, поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и соблюдены требования ст. 56 ГПК РФ.
В доводах кассационной жалобы Религиозная община Свидетелей Иеговы ссылается на показания свидетелей Грузинцевой И.В., Беженарь Г.В., Пироженко С.А., Дедянина В.И., Слободенюк Е.Л., Арсенкиной В.Г., Калина В.М., Соснина В.П., Джафарова Х.М., Буренкова Д.Г., Слепушкина В.Д., Таричко Ю,В., Проценко Д.Д., Москалева Д.В., Гофмана А.Г., на заключение комплексной филолого-психолингвистической экспертизы от 22 января 2004 года, экспертное заключение по религиозной организации Свидетелей Иеговы от 6 апреля 1998 года, подготовленное по постановлению ст. следователя прокуратуры САО г. Москвы профессором Гордиенко Н.С., экспертное религиоведческое заключение от 14 ноября 2000 года эксперта Иваненко СИ., научное заключение по результатам лингвистического исследования содержания текстов религиозной организации Свидетелей Иеговы Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской Академии Наук от 15 января 2001 года, заключение Государственной религиоведческой экспертизы о вероучении и соответствующей ему практики религиозного объединения Свидетелей Иеговы экспертного совета при Министерстве юстиции РФ от 15 апреля 1999 года, заключение экспертной группы Института религии и права на публикации религиозного объединения Свидетелей Иеговы от 20 марта 1998 года, социологическое исследование 997 членов общины, проведенное в ноябре-декабре 2000 года сотрудниками кафедры ; социологии и демографии семьи МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством профессора Антонова А.Н., научное исследование, проведенное профессором Каганом В.Е., и дает им свою оценку, с которой Судебная Коллегия не согласна, поскольку суд первой инстанции надлежащим образом оценил указанные доказательства и в решении отразил мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также указал основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Ссылка Религиозной общины на Судебное решение Окружного Суда США Северного округа штата Калифорния по делу “США против Стивена Фишмана” и показания Айлин Баркер не может быть принята во внимание, так как суд в своем решении не ссылался на психологический метод контроля над сознанием “модели Стивена Хассена” как на одно из доказательств. В судебном заседании эксперт Алексеев К.И. и психолог Куликов Л.В., допрошенный в качестве свидетеля, разъяснили отражение этого метода в текстах литературы, включая обязательные рекомендации и установки организации Свидетелей Иеговы.
Ссылка кассационной жалобы на решение Европейского Суда по правам человека “по делу Коккинакиса против Греции”, в котором указано; что Свидетелей Иеговы пользуются статусом “известной религии”, является необоснованной, поскольку само по себе решение Европейского Суда не освобождает Московскую общину Свидетелей Иеговы от ответственности перед законом за нарушения, которые допускает религиозная организация в своей деятельности. Предметом рассмотрения и разрешения данного спора являлась деятельность Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы, а не содержание религиозных вероучений Свидетелей Иеговы.
В своих доводах кассационной жалобы Религиозная община также указывает на то, что при принятии решения суд нарушил Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, все утверждения прокурора носили общий, неконкретный характер, прокурор не привел никаких доказательств нарушений со стороны членов общины, представленные доказательства касаются наличия религиозных убеждений; Европейская Конвенция “исключает какую-либо свободу действий со стороны Государства для определения, являются ли легитимными религиозные верования или средства, используемые для выражения таких верований”; согласно Европейской Конвенции решение суда должно быть “предусмотрено законом” и “необходимо в демократическом обществе”; данное решение нарушает этот принцип.
Судебная Коллегия не может согласиться с приведенными доводами, так как суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно проверил доводы представления прокурора Северного административного округа г. Москвы, доводы представителей Религиозной общины Свидетелей Иеговы и в решении им дал надлежащую оценку.
В соответствии с доказательствами по делу и на основании закона суд пришел к правильному выводу о том, что Религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы допускает нарушения прав и свобод граждан; ее деятельность приводит к разрушению семьи, связана с посягательством на основные права и свободы граждан, сопряжена с призывами к отказу от исполнения обязанностей перед обществом, в связи с этим вмешательство в свободу вероисповедания, в деятельность религиозной организации со стороны государства является оправданным, преследует правомерную цель и не противоречит Европейской Конвенции “О защите прав человека и основных свобод”; в соответствии с ч. 2 ст. 9 Конвенции свобода исповедовать свою религию подлежит ограничениям, которые необходимы в демократическом обществе.
В полном соответствии с изложенными принципами и в целях реализации, охраны прав и свобод человека Законом установлены подобные ограничения и заложена возможность прекратить деятельность религиозной организации при неоднократном и грубом нарушении Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов.
При рассмотрении и разрешении дела судом установлено, что Религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы допускала нарушения норм Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов, что явилось основанием для ликвидации как юридического лица и запрета деятельности этой организации в г. Москве в силу ст. 14 Закона Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях”.
Кассационная жалоба Религиозной общины Свидетелей Иеговы г.Москвы не содержит новых обстоятельств, дающих основания для отмены судебного решения.
Судебной Коллегией Московского городского суда не установлено нарушений судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, влекущих отмену судебного решения.
Принятое судом решение соответствует требованиям ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198 ГПК Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Религиозной общины Свидетелей Иеговы Судебная Коллегия не находит.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная Коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 26 марта 2004 года оставить без изменения; кассационную жалобу Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы оставить без удовлетворения.