Беседа с родновером — мифы о Крещении Руси

С Крещением Руси связано множество мифов, многие из которых набирают в последнее время небывалую популярность.

 

  1. При Крещении Руси было убито 9 миллионов язычников!

Абсолютно абсурдное утверждение. Даже имея современные средства массового уничтожения убить такое количество не так-то просто, а уж в древние времена и подавно. Ни князь Владимир, ни его преемники просто физически не могли уничтожить 9 миллионов людей теми силами, что были у них в наличии. Даже Батыево нашествие унесло в разы меньше жизней, хотя масштаб его разрушений был беспрецедентен для средневековой Руси. Так что «9 миллионов убитых при Крещении» — миф, скроенный в лучших традициях Геббельса, «ложь должна быть чудовищной, чтобы в неё поверили».

 

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. — К.: Академия наук Украинской ССР, Наукова думка, 1989. — 294 с.

(http://www.bibliotekar.ru/rusHristianstvo/index.htm)

 

  1. Христиане целенаправленно уничтожали наследие великой языческой Руси, чтобы мы о нем ничего не узнали.

Еще одно абсурдное утверждение. Зачем им было это делать? Греки-христиане не уничтожали античного наследия, не уничтожали и римляне. Наоборот, везде, где это было возможно, христиане брали на вооружение достижения языческого мира, вместо того, чтобы бездумно их уничтожать. Тех же античных авторов мы знаем именно благодаря средневековым монахам-переписчикам. А на Руси христиане зачем-то решили всё уничтожить? Это бессмысленно.

И главное, всё уничтожить невозможно, какие-то свидетельства всё равно бы сохранились, фундаменты грандиозных построек, удивительные механизмы, древние тексты. Но ничего этого археологами не найдено. Всё что пытаются выдать за «грандиозные находки», на поверку оказывается либо подделкой, либо невероятно сильным преувеличением.

 

См. подробнее: Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов – М.: ИА РАН, 2011- 381 с.

(http://libed.ru/knigi-nauka/364160-1-falsifikaciya-istoricheskih-istochnikov-konstruirovanie-etnokraticheskih-rossiyskaya-akademiya-nauk-otdelenie-istori.php)

 

  1. Христиане считают, что до Крещения на Руси не было никакой культуры, все были дикими варварами, жили на деревьях и ничего не умели.

Ну зачем же впадать из одной крайности в другую? Никто и нигде не пишет, что культуры не было. Древние славяне, разумеется, умели многое, но ведь всегда есть чему поучиться у других, чтобы не «изобретать велосипед».

Например, до Крещения не существовало потребности в каменном строительстве, обходились деревом, которого было в избытке. После же начали появляться величественные каменные храмы, многие из которых дожили до наших дней, в отличие от менее долговечных деревянных построек. При этом деревянное зодчество никуда не исчезло, оно продолжало развиваться параллельно с каменным. То есть с Крещением славяне, не потеряв старого, приобрели новое.

 

См. подробнее: Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси – Л.: Наука, 1986 – 159 с.

(http://www.rusarch.ru/rappoport1.htm)

 

  1. Христиане сбрасывают со счетов историю языческой Руси, будто её и не было.

Опять ошибка. Никто её со счетов не сбрасывает. Та же Повесть временных лет, записанная монахом, весьма подробно описывает предыдущие полторы сотни лет до Крещения Руси. Собственно, практически всё, что мы знаем о языческой Руси, мы знаем именно из христианских источников. Никто их не скрывает и не «сбрасывает». Более того, правителям-язычникам даже ставили памятники во времена православной российской империи. Вспомните знаменитый памятник «1000-летию Руси», там рядом с князем Владимиром можно увидеть и его отца, князя Святослава.

 

См. подробнее: Повесть временных лет, 12 век

(http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869)

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.А. Мельниковой / М.: «Логос», 1999. – 608 с. (http://dgve.csu.ru/bibl/Drevnyaia_Rus_v_svete_1999.shtml)

 

  1. На самом деле, православием называлась исконная вера славян, которые «славили правь», христиане же называли себя правоверными. И только во время реформ патриарха Никона в 17-м веке они подло присвоили себе название «православные».

Во-первых, нет ни одного источника ранее второй половины ХХ века, где бы «исконная вера славян» называлась православием. Во-вторых, «правь», которую якобы славили славяне, взята из так называемой «Велесовой книги», одной из многочисленных подделок ХХ века. В-третьих, по нормам русского языка «славить правь» звучало бы как «правеславие», а не «православие». Сравните, например, с «мышеловкой» — «ловить мышь».

В-четвертых, «православие» является калькой с греческого слова «ортодоксия», где «ортос» — «правильный», а «доксиа» — «учение, слава, вера». Поначалу на Руси были в ходу оба эти перевода, но со временем «православие» начало преобладать. В-пятых, такой перевод закрепился не только в России, но и в других славянских странах, на которые «коварный» патриарх Никон никак не мог повлиять. Например, «Сербская православная церковь», «Болгарская православная церковь» и т.д. И в-шестых, самое раннее использование слова «православие» в русской литературе это 11 век, в «Слове о законе и благодати митрополита Иллариона».

 

См. подробнее: Что думают ученые о «Велесовой книге». Сборник статей – СПб: Наука, 2004

(http://vsemirniysledopyt.ru/b/207298/read)

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. – М. Институт Ди-Дик, Квадрига, 2009, — 688 с. (http://www.sedmitza.ru/lib/text/439457/)

Большой древнегреческий словарь (http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23948%3B&pg=30)

Слово о Законе и Благодати митрополита Илларина, 11 век

(http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868)

 

  1. Славяне-язычники имели письменность и до святых Кирилла и Мефодия.

Если она была, то должна была бы сохраниться хоть в каком-то виде, хоть один обрывок бересты, но её нет, как нет и убедительных письменных свидетельств о её существовании. Да и зачем, если бы письменность уже была, святым Кириллу и Мефодию придумывать новую? Гораздо проще воспользоваться уже имеющейся, как было сделано теми же греками и римлянами для своих переводов священного писания.

На самом деле, у славян-язычников была бесписьменная культура. Звучит невероятно? Тогда вспомните, как мы жили без интернета и мобильных телефонов. Сегодня это тоже звучит почти невероятно, так и с письменностью. Русские крестьяне вплоть до 20-го века не составляли договоров на бумаге не потому, что не могли, а потому что верили данному друг другу слову, помнили наизусть тексты десятков, а то и сотен песен и былин, передавали их из уст в уста. То есть бесписьменная культура сохранилась и после появления письменности, которая была необходима для христианского священного писания. Как и с зодчеством, славяне приобрели новое, сохраняя старое.

 

См. подробнее: Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности – М.: Алетейя, 2000 – 384 с. (http://krotov.info/history/09/3/flor_00.htm)

 

  1. Именно христианство принесло на Русь рабство и крепостное право, которых не знало язычество.

Отнюдь. Рабство было и до Крещения 988-го года. Святослав Игоревич, например, пошел войной на дунайских славян, т.к. оттуда было проще торговать рабами – «Из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы», а его сын Владимир был рожден от рабыни-ключницы Малуши. Для тех времен это было в порядке вещей, рабство было практически повсеместным у всех народов, правда в более мягких формах, чем это рисуется нам сегодня с изможденными и закованными в кандалы неграми, которых ежеминутно истязают плетью американские плантаторы.

А что касается крепостного права, то появилось оно много позже. И связано опять-таки не с христианством, а с определенным этапом развития государства. Крепостное право было в десятках разных стран, включая вполне себе языческие Японию и Китай.

 

См. подробнее: Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян – СПб: Из-во СПб университета, 1996 – 512 с.

(http://historylib.org/historybooks/Igor-Froyanov_Rabstvo-i-dannichestvo-u-vostochnykh-slavyan/)

 

  1. Принятие христианства ослабило Русь!

Смотрите сами. Территория страны продолжает расширяться. Заключаются громкие династические браки – сам Влдимир берет в жены византийскую принцессу Анну, сестру императора, Ярослав Мудрый, его сын, женится на дочери шведского короля, а уже дочери Ярослава выходят замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции. Породниться с Русью становится честью для большинства государств того времени, чего до Крещения не бывало. Строятся такие города, как Владимир, Суздаль, Курск, Минск…

Всё это никак не может свидетельствовать о том, что Русь ослабла после Крещения. И самый простой способ в этом убедиться – взглянуть на карту современной России и сравнить с картой Древней Руси. За прошедшие века страна многократно увеличилась в размерах, что не было бы возможно, если бы Россия ослабла.

 

См. подробнее: Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М.: Наука, 1989

(http://www.sedmitza.ru/lib/text/438137/)

 

  1. Языческая Русь была великой державой, даже большей, чем современная Россия. Одно из её названий, которое тщательно скрывают историки – «Великая Тартария»!

Ну, во-первых, никто не скрывает. Это название спокойно можно найти в старых книгах, его употребляли вплоть до конца 19-го века. Сейчас оно уже вышло из употребления, как выходят и многие другие устаревшие названия, типа «Славутича» (нынешнего Днепра) или «Угры» (территорией между Печорой и Северным Уралом). Вот только «Тартария» это название не нашей древней державы, а бескрайней территории на Востоке, примерно как сегодня существует название «Сибирь», но это не значит, что существует одноименная отдельная страна.

А во-вторых, «великие державы» существуют не только на бумаге, они оставляют после себя реальные следы, типа огромных городов, дорог, собственных денег и т.д., и т.п. На настоящий момент не найдено ничего, что позволяло бы утверждать, что до 10-го века на территории Евразии существовала огромная и единая страна.

 

См. подробнее: Левашов и «государство Тартария» (http://www.slovensk.su/msevm/a/vsyako-razno/95—q-q)

 

  1. До Крещения Руси славяне жили мирно, а после начались бесконечные междоусобицы.

Междоусобицы были всегда, и до Крещения Руси тоже. Еще в VI веке склавины и анты (названия праславянских племен) ссорились и воевали друг с другом. Князь Олег убил Аскольда и Дира, князь Мал – Игоря, а жена Игоря, Ольга – отомстила за это, выжгла целый город со всеми жителями. Так что ничего нового христианство тут не принесло. Из-за этого греха славяне попадали в аварское, хазарское, а после уже и в монгольское иго.

Христианство, увы, не избавляет человека от грехов автоматически. Оно дает возможность победить грех, но ей еще надо воспользоваться, чем многие, к сожалению, пренебрегают. Безусловно, священники регулярно пытались остановить междоусобицы, порой это даже удавалось, как, например, игумену Григорию, помешавшему войне Мстислава Киевского с черниговским князем Всеволодом в 1128-м году, или митрополиту Михаилу, помирившему великого князя Ярополка с Ольговичами, но сделать всех людей безгрешными раз и навсегда христианство не в силах. Всё зависит от наших усилий.

 

См. подробнее: Греков Б.Д. Киевская Русь — М. Государственное издательство политической литературы, 1953 – 569 с. (http://www.bibliotekar.ru/rusFroyanov/)

 

  1. Многие православные праздники являются, по сути, языческими, а святые – переименованными богами. А потому дохристианская вера так и не была побеждена.

Вот смотрите – как мы отмечаем новый год? Ставим ёлку, украшаем её игрушками и звездой, дарим подарки – всё это является атрибутами христианского праздника Рождества Христова, но сам праздник Нового года при этом не становится христианским. Надо различать форму и содержание. Действительно, отдельные формы обрядности, бытовавшие в дохристианские времена, сохранялись и после Крещения, но они были наделены теперь христианским содержанием, как современный Новый год – светским. Так что смотреть всегда надо именно на содержание, а не на форму, которая имеет свойство сохраняться гораздо дольше. А содержание праздников стало христианским.

Что касается святых и богов, то это излюбленный штамп советских пропагандистов, далекий от реальности. Например, часто утверждалось, что Святой Власий перенял «эстафетную палочку» от славянского языческого «скотьего» бога Велеса, а потому и стал покровителем скота. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Святой Власий жил в Каппадокии в 4-м веке и уже с тех пор почитается, как покровитель скота, т.к. при жизни помогал животным. Причем его почитают таковым не только православные, но и далекие от Руси и славян католики, у которых он даже входит в число четырнадцати особо чтимых святых угодников. Этого никак не могло случиться, если его статус покровителя животных был бы заимствован из славянского язычества. С остальными святыми, если разбираться, та же картина.

С Крещением Руси дохристианские верования уходят в прошлое. Зачем обращаться в молитве к творцу молний, если можно обращаться сразу к Творцу всего сущего на Земле? Хотя отдельные элементы, будь то орнамент или форма праздника, могли, разумеется, сохраниться, но смысл их уже не был тождественен дохристианскому.

«Боги стали-таки бесами, нечистой силой, волосатик и мокошка русского фольклора лишь по именам напоминают языческих кумиров Волоса и Мокошь. Крестьяне были христианами, а не двоеверцами – их сословное самоназвание, известное, по крайней мере, с XIV в., говорит само за себя» (Петрухин В.Я. Е.В. Аничков и язычество Древней Руси — с.398).

 

См. подробнее: Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия. — Советская этнография, № 1, 1989 (http://www.countrysite.spb.ru/Library/Bernshtam.htm)

Левин И. — Двоеверие и народная религия в истории России — М.: Индрик, 2004

(http://www.verigi.ru/?book=98)

 

  1. Славяне-язычники жили в гармонии с природой, а приход христианства разрушил её. Началась безжалостная эксплуатация, которая губит всё живое.

Увы, но никакой гармонии с природой не было. Для древних славян было характерно, к примеру, подсечно-огневое земледелие, когда сжигались леса, а удобренную золой почву уже распахивали и засевали. Дома, опять-таки, строились из дерева. Т.е. уничтожали леса ради своих нужд. Также торговали с соседними народами пушниной, воском, медом. Так что древние славяне пользовались природой настолько, насколько могли, просто их было слишком мало, чтобы причинить серьезный вред. Более того, сама постановка вопроса неверна. Они не «жили», они выживали и боролись за своё существование.

А «безжалостная эксплуатация» началась сравнительно недавно, на Западе, с ростом индустриализации и одновременным отходом от христианства.

 

См. подробнее: Кураев А.В. Дары и анафемы – М. 2001 (Глава «Виновно ли христианство в экологическом кризисе») (http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Kuraev_Dary_00-all.shtml)

Дробышевский С.В. Никакой гармонии в отношениях человека и природы никогда не было

(http://antropogenez.ru/interview/804/)

 

  1. Владимир был не русским князем, а хазарским каганом, сыном иудейки Малки и раввина.

Ничего подобного. Слово «каган» («верховный правитель» в тюркских языках) действительно иногда применялось в летописях к русским князьям, Святому Владимиру, Ярославу Мудрому, Олегу Святославичу, но это не делало их правителями хазарского или любого другого каганата, а всего лишь подчеркивало их высокий статус. Точно также нет никаких оснований считать иудейкой мать Владимира Малушу, ключницу княгини Ольги. Её имя, якобы не характерное для славян, на деле имеет вполне себе славянское происхождение от слова «малый», встречающегося на Руси, это женская форма имени «Мал». Вспомните, например, древлянского князя Мала, сватавшегося к овдовевшей княгине Ольге. И уж совсем невероятно звучит то, что Святослав был почему-то приемным отцом Владимира, а настоящим был некий раввин. Но раввин никак не мог дать своему сыну славянское, языческое имя «Владимир», который позже, ко всему прочему, еще и обложит остатки хазарского каганата данью.

 

См. подробнее: Шиженский Р.В. Неоязыческий миф о Владимире I

(http://www.mesoeurasia.org/archives/8611)

 

  1. От нас специально скрывают подлинную историю!

Никто ничего не скрывает. Ежегодно издаются десятки научных книг, проводятся археологические экспедиции, в музеях устраиваются выставки. В 1997-м году была найдена Любшанская крепость, древнейшая из открытых на сегодня крепостей восточных славян, в 2000-м – так называемый «Новгородский кодекс» — древнейшая книга на Руси. Никто этих находок не скрывает, как не скрывают и Раковорскую битву или Осаду Белой крепости. Да, эти знания лежат вне школьной программы, но ведь она рассчитана на первичное получение знаний, лишь на базовый набор, который нужно успеть усвоить ребенку наравне с десятком других не менее важных предметов. Хотите знать больше? Пожалуйста, всё находится в открытом доступе, ходите, читайте, смотрите, никто не принесет вам знания на блюдечке. Хотите узнать – потрудитесь, а не обвиняйте окружающий мир в том, что от вас что-то скрывают.

 

 

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ