Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

C праздником Преображения Господня!

19.08.2021

19 августа (а на самом деле с 18 (день предпразднства) по 26 (7 дней попразднства)) все православные люди отмечают праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Все православные знают, что Преображение – это мистическое событие, произошедшее на горе Фавор, куда взошёл Иисус с тремя учениками: Петром и братьями Иаковом и Иоанном.

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лк. 9:29-32).

«И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7).

В этот день Спаситель показал нам, людям, Свою Божественную Славу. Он позволил потрясенным ученикам своими глазами увидеть и ту славу, которой в Царствии Небесном удостоятся святые. А значит, показал истинную радость, к которой Он хочет привести каждого из нас…

Собеседование с пророком Моисеем и Илией также несет в себе глубокий смысл. По церковному Преданию, оно знаменует власть Христа над Небом и преисподней. В нем открывается и превосходство Евангелия над ветхозаветным законом. Поэтому на иконе Преображения мы видим, как великие пророки древности склоняются пред Христом, как перед своим Владыкой¹.

Но когда же произошло это событие? Выдающийся церковный историк и богослов XIX века Василий Васильевич Болотов, опираясь на текст Евангелия, приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что Христос преобразился незадолго до Своих Крестных Страданий. Вы можете увидеть это сами, если перечитаете, например, 16-ю и 17-ю главу Евангелия от Матфея. Сопоставляя евангельский рассказ с историческими сведениями о периоде сбора дани на храм – дидрахм (Мф. 17:24), ученый доказывает, что Господь поднялся с учениками на Фавор примерно в феврале-марте. Почему же для воспоминания этого события выбран конец лета?

Рассматривая историю дня св. Архангела Михаила, Усекновения главы и Рождества св. Иоанна Предтечи, а также Крещения Господня, В. В. Болотов показал, что Церковь иногда намеренно устанавливала свои праздники в дни праздников языческих. Делалось это из педагогических и миссионерских соображений. Дело в том, что сила язычества коренится в бытовых традициях, обрядах, привычках. Установить христианский праздник в день языческого торжества – значит переломить привычку, призвать людей на литургию, укрепить их в борьбе с искушением.

По мнению В. В. Болотова, сначала в Армении и Каппадокии дата праздника Преображения была назначена на шестую неделю после Пасхи. Это сделали, чтобы помочь христианам преодолеть традицию почитания богини Афродиты, как ее в тех местах называли, Астх’ик. В Греции и Италии соблазном для народа долгое время служили языческие «вакханалии» – оргии в сезон сбора винограда. Чтобы преодолеть эту традицию, было решено праздновать в это время Преображение Господне. Так разгульное веселье в честь хмельного бога Вакха сменилось созерцанием Славы Христа и благоговейной благодарностью за дарование нового урожая.

Обычай освящать фрукты восходит к библейскому установлению посвящать Богу «начатки плодов земли» (Исх. 23:19). В Средиземноморье это в основном виноград, в наших северных широтах – яблоки. Отсюда и народное название праздника «Яблочный Спас».

В Константинополе праздник утвердился довольно поздно, при императоре Льве Философе (886–912 гг.). Дата была уже не подвижной, как у армян и каппадокийцев, а постоянной – 19 августа. (Правда, почему выбрано именно 19-е, а скажем, не 10-е или 15-е число, до сих пор остается загадкой). Из Византии праздник перешел к славянам.

Однако расхождение даты праздника с исторически достоверным временем Преображения не меняет значения этого великого события для нашей жизни:

«Заповеди Его суть Нетварный Свет, в котором Он особенно открывается нам, «как Он есть» (1 Ин. 3:2). «Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12)», – говорит схиархимандрит Софроний (Сахаров).

¹ – Толкование приводится по материалам раздела «Православный церковный календарь» на сайте «Азбука.ru».