День святого равноапостольного князя Владимира

28 июля Православная Церковь празднует день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В этот же день все россияне отмечают День Крещения Руси.
Поздравляем всех жителей нашей Родины – России с этими праздниками, неразрывно связанными друг с другом!

 

Как появился праздник — День святого равноапостольного князя Владимира

В XI веке, при Ярославе Мудром, Русская Православная Церковь уже почитала великого князя Владимира как святого. В 1050 году, через 35 лет после завершения земной жизни князя, митрополит Киевский Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» назвал его «апостолом во владыках» и сравнил со святым Константином Великим.

Песнопения и молитвы в честь святого Владимира сложились, по-видимому, несколько позже: первая богослужебная книга с ними, дошедшая до наших дней, относится к концу XIII — началу XIV века.

Православные с благоговением сохранили память о дне блаженной кончины крестителя Руси. Этот день, 28 июля (по ст. ст. 15 июля) 1015 года, и стал, по церковной традиции, днем памяти святого – днем его рождения для вечной жизни с Богом.

 

 

Крещение Руси

 

Традиция отмечать 28 июля День Крещения Руси родилась, по историческим меркам, совсем недавно. 27 июня 2008 года, в год празднования 1020-летия этого исторического события, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви обратился к президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву с таким предложением: «…Учитывая значимость для народов России, Украины и Белоруссии Крещения Руси, которое определило их исторический путь, Собор полагает, что день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мог бы отмечаться в России как государственный праздник…».

Предложение было принято, и 31 мая 2010 года новый праздник был закреплён в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

Так много написано о князе Владимире… До сих пор его личность вызывает и благоговение, и восхищение, и жаркие споры. И нам хочется поделиться мыслями, высказанными в связи с этим несколькими замечательными интересными людьми. Надеемся, что это поможет глубже почувствовать связь времен и хотя бы отчасти проследить отношение к этой яркой исторической фигуре с эпохи князя Владимира до наших дней.

 

Святой Иларион, XI век: «им мы прозрели…»

Через князя Владимира «(мы) ожили и жизнь Христову познали», – засвидетельствовал святитель Иларион, первый митрополит Киевский и всея Руси, духовный отец князя Ярослава Мудрого, сына Владимира. В похвале князю, которая завершает написанное им «Слово о законе и благодати», выдающийся памятник древнерусской литературы, он восклицает: «Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей) простерлись сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света Трисолнечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривной и утварью златой, красуешься».

 

Священник Валерий Духанин, XXI век: «свет добра и тепло милосердия»

«Святой равноапостольный князь Владимир Великий – личность в истории России исключительная, судьбоносная, краеугольная. Через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие Древнюю Русь.

Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершенное им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах. Еще его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего Отечества», – писал в 2015 году знакомый всем православным людям священник и писатель Валерий Духанин.

 

Святой Николай (Велемирович), ХХ век: «необычный… среди святых»

«Итак, Владимир – и необычный человек среди остальных великих людей, и необычный святой среди святых. Он – пионер величия и святительства в русском народе, причем пионер державный, сделавший подлинное величие и святительство государственной программой. Удивительная государственная программа, которую нельзя претворить в жизнь, пока каждый гражданин не претворит ее на себе, по примеру самого Владимира! С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестивши русский народ, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день… Мрачная языческая масса русская через Крещение сделалась с течением времени «красным солнышком» среди народов. И мы можем воскликнуть: русский народ, красно солнышко!» – так говорил епископ Сербской православной церкви Николай (Велемирович) в 1932 году, канонизированный в лике святителей в 2003 году.

Хочется отметить, что святитель Николай (Велемирович) делит историю Православия на Руси на периоды. И о периоде от царя Петра до Первой мировой войны он пишет строки, которые не менее созвучны и нашему сегодняшнему дню:

«В этот период русская интеллигенция ослабляется, в ней происходят шатания. Она выезжает из России с полным коробом народных добродетелей, а возвращается с коробом, полным иностранных заблуждений! Является смятение. Среди образованных людей возникает жестокий раздор, немилосердные препирательства – не о мелочах, а именно о жизненных началах, о святой народной программе Владимира. Раны наносятся все чаще, а гной изливается во всех городах и городишках. Деревенская церковь и дальше продолжает быть наряженной невестой Христовой, в городе же она предстает в виде сиделки, что с заботой и грустью бдит над больными. Число прилепившихся к царству земному растет подобно воспалению. Утопленный Перун, а с ним и все семейство идолов поднимают голову из Днепра. Но дух святого Владимира поражает его в голову. Река русской жизни сильно замедляется, и на поверхности ее скапливается нечистота. Но это река очень глубокая. Глубина ее – это душа многомиллионного народа».

 

Митрополит Владимир (Сабодан), XXI век: «сложная историческая личность»

Что же делать нам? Чему нас учит опыт равноапостольного князя? Об этом говорит Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в своей проповеди «Подражайте вере их» в день памяти святого Владимира 2006 года:

«Князь Владимир – сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера».

Поистине, мы дети своего отца – отца всех православных людей, святого равноапостольного князя Владимира, и вслед за ним можем повторить слова его молитвы:

Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил Русскую землю и людей, в ней проживающих.

 

 

 

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ