Четвертый признак тоталитарного сектантства в деятельности общины о.Владимира:
4. Наличие «эзотерического разрыва», который выражается в следующем.
1) Лидер организации в своём учении отступает от догматических истин, нравственного учения и Священного Предания Православной Церкви в целом.
Например:
Прот. Владимир: «Но всё-таки мне бы хотелось, чтобы мы с вами задумались, как Христос справлял нужду, как Он ковырялся... любил больше ковыряться в левой или в правой ноздре. Ну, мы же — любим с тобой, когда не все видят... Ну, это же бывает и так весело!.. Думы глубокие приходят в это время... Ну, вы знаете. Ну, вы помните. Вы должны знать! Так вот, зачем я это всё говорю, конечно? Потому что у меня следующий вопрос после этого стоит. И, мне кажется, для России Православной, для тех, кто входит в Русскую Православную Церковь (я — часть её), мне кажется, вопрос это — не праздный, в какой ноздре любил швыряться Христос. Это очень важный вопрос! Потому что я чаще всего слышу ответ на этот вопрос — ересь! Основная масса у нас в храмах — это еретики-монофизиты. Вот, мы говорим порою, вот, армяне — монофизиты. А они, кстати, не монофизиты. Они — не монофизиты! А у нас основная масса — монофизитов! Вот когда задаёшь вопрос человеку: Кто такой Христос? Он говорит: «Ну, как —«Кто»? — Бог»! Но ведь это же ложь!..»
В следующей видеозаписи о. Владимир ссылается на эту предыдущую, где он кощунственно говорит о Христе, и вот, как он объясняет эту свою ссылку:
Прот. Владимир: «Я почему сегодня об этом заговорил? Мне пришлось об этом не так давно говорить: два месяца назад. Об этом было видео — и некоторые прислали отзывы и говорят: «Кощунство! Он как о Боге может так говорить?» Я расстроился и удивился? Нисколько! Я же знаю: среди тех, которые считают себя чадами Русской Православной Церкви, подавляющее большинство — еретики-монофизиты. Хотя сами себя такими не считают. Им кажется: они кондовоправославные, сверхортодоксы! А на самом деле вот, там такая ситуация».
Прежде чем привести следующий пример, я поясню. В предыдущих двух фрагментах о. Владимир пытается объяснить, как он понимает Христа, а в этом — он наиболее ясно и чётко раскрывает свою позицию относительно Христа: обвиняет православных, обращающихся ко Христу как к Богу, в ереси монофизитства, при этом совершает подмену, т. к. обязательно трактует божество Христа с каких-то арианско-несторианских позиций. И заявляя, что Господь Иисус Христос не Бог, замещает божество Христа неким богочеловечеством, которое объясняет в несторианском духе, называя Христа «новой тварью» и говорит, что эти слова из богослужения.
Эти слова не из богослужения, а из послания апостола Павла колосянам, и названы ими крестившиеся во Христа, то есть православные христиане, а не Христос. То есть о. Владимир и здесь совершает подмену.
Вообще, необходимо сказать, что прот. Владимир не различает понятия сущность и ипостась, триадологию и христологию, всё время путается в догматике,искажая догматические истины и научая этому искажению своих поклонников. Теперь, пример:
Прот. Владимир: «Я прошу прощения то, что скажу: я порой с ужасом слушаю священников — их монофизитство. Вот сейчас — возьми любого человека спроси: «Кто такой для тебя Господь Иисус Христос?» Я имею ввиду людей церковных, православных, верующих. Первый ответ будет: «Как «Кто»? — мой Бог». Но это же ложь! Это же ложь! Если Он был только Богом бы — мы несчастнейшие из людей. Между тогда нами и Им — пропасть: кто — мы и Кто —Он!
Но Он же не Бог: Он — Богочеловек. Как в богослужебных текстах: новая тварь. Это очень важно. Что нам это наше практическое жизненное монофизитство: оно нам мешает пониманию Господа и себя».
Это — первая составляющая «эзотерического разрыва» в учении и деятельности лидера и организации.
2) Следующая составляющая — это то, что о. Владимир и его почитатели свою общину отделяют и противопоставляют Русской Православной Церкви, дискредитируя священноначалие, священство и монашество, например, про монашество:
Прот. Владимир: «Монашество - это форма уродства. Уродство».
Вопрос к о. Владимиру: «А родители преподобного Сергия?»
Ответ прот. Владимира: «Уроды. Потому что Бог не определил быть монашеству».
Здесь не слышно — его спросили: «А родители преподобного Сергия?»
И он ответил: «Уроды».
Есть и другие видео, где он оскорбляет монашествующих.
3) Следующая составляющая «эзотерического разрыва» деятельности протоиерея и общины в том, что о. Владимир, выше в видеопримере я указывала на это, подменяет само понятие «Церковь», тем что обозначает этим словом свою болгарскую общину и употребляет слова «церковь» и «Болгар» как взаимозаменяемые.
При всём этом организация создаёт видимость, что имеет благословение на свою деятельность от священноначалия и уверяет последователей в принадлежности своих практик к Православной традиции.Кроме этих четырёх признаков сектантства, я выделяю следующие особенности учения о. Владимира и его общины, которые также указывают на сектантский характер их деятельности. Это:
1. Пропаганда отказа от получения полноценного образования, в том числе в православных духовных учебных заведениях и при этом рекомендации миссионерствовать, учась этому у баптистов, адвентистов, иеговистов, «пятидесятников» (т. е. по сути — неопятидесятников).
Для примера привожу не всю видеозапись. Скажу только, что в этой видеозаписи о. Владимир сначала дискредитирует священников РПЦ, потом заявляет, что для миссионерства не нужно специального образования, в очень эксцентричной форме выражая своё несогласие с «одним известным проповедником» (имя которого он не называет), и заключает, что его слушатели (а это — подростки и молодёжь) прямо сейчас уже должны выходить на проповедь и миссионерское служение. И далее говорит следующее:
Прот. Владимир: «Я бы, например, очень предложил бы (особенно —руководителям) пообщаться с баптистами, адвентистами, иеговистами, пятидесятниками! Там есть, на самом деле, чему поучиться! Правда: есть, чему поучиться!»
Вторая особенность учения и практики организации:
2. Совместная молитва и обмен молитвенным опытом с иноверцами и сектантами, т.е. католиками, мусульманами, кришнаитами (с допущением к практике даже приверженцев религии вуду).
Примеры:
Прот. Владимир: «С нами молются и не только православные. Причём не мы их позвали к молитве, они это выбрали сами, начали совершать свою молитву и, как следствие, делются тем опытом который и среди них являет дух святой».
Прот. Владимир: «Подписи были такие: «Мы католики, но мы тоже молимся!», «Мы — мусульмане — тоже молимся!»
Пришло сообщение: «В нашей общине кришнаитов мы молимся за него!» То есть это — вот такое! Как цунами!
Он говорит, даже это не волна, это цунами, всё сметающее на пути!».. Замечу, здесь он сказал о действии своей практики: «Это как цунами, всё сметающее на пути».
Прот. Владимир: «Вот сейчас, например, в какой-то в Аргентине какой-нибудь красивый представитель африканской расы, исп... религиозных воззрений вуду начнёт молиться акафистом Божией Матери Казанской. - Ну, как можно запретить?»
Следующая особенность:
3. Создание своего нового «болгарского» языка (новояза) и специальных терминов, например, «цунами святого духа» (на пример я указала только что, он не единственный), «включение и усиление молитвы по соглашению с Болгаром», «духовное лечение», «молитвы акафистами» и проч.;
Четвёртая:
4. Безнравственные беседы с подростками на сексуальные темы.
Прот. Владимир: «Вот, помню, одна приехала в церковь, говорит:
«Батюшка, у меня никогда не было никакого молодого человека. Я, чё, замуж не выйду?»
Это давненько было. Я говорю: «А ты на себя в зеркало смотрелась?»
Она даже покраснела — говорит: «Батюшка, я чё — такая страшная?»
Говорю: «Хуже, чем страшная!»
Она говорит: «Ну, неужели правда?!»
«Встань!»
Она встала.
Я говорю: «У тебя чё на ногах?» «Чё? — обувь!»
А на ней — ботинки! На девушке — ботинки!
Говорю: «У тебя что за причёска?»
Она — стриженая.
«Спроси у мужчин, какие волосы мужчинам больше нравятся. Почему во все века, у всех народов длинные волосы у женщин были? Это же не просто так! Ну, вникни! Разберись маненько! Ещё на лысо обрейся — ещё страшнее станешь!» Ну?! Потом говорю: «Одежда! Ты одеваешься!»
Я её спросил: «Какое у тебя щяс нижнее белье?
Она: «Что?!!»
— Вот, так вот. Я говорю: «А мне цвет не нужно, форма: мне не это, не надо. Я много чего видел.Я женатый человек. Говорю: «Я о другом тебя спрашиваю: удобно или красиво?»
Она подумала — говорит: «Всё-таки, наверно, удобно».
«А надо, чтоб было красиво».
Она говорит: «Батюшка, но это никто не видит!»
«Неправда! Неправда! Это видят все!»
Она говорит: «Ну как?!»
«У тебя походка будет другая! У тебя блеск в глазах будет другой!»
Хочу отметить, что о. Владимир пропагандирует и объявляет Церковным правилом вступление в брак для девочек с 13 лет. А данный рассказ он представляет в контексте разговора о стиле одежды современной молодёжи, и приводит эту историю в качестве примера. Приведу ещё две видеоцитаты, как о. Владимир разговаривает с подростками-девушками и как кощунственно говорит о Господе Иисусе Христе.
Прот. Владимир: «Посмотрите на меня! Красиво смотрюсь? Вишь, как виден со всех сторон.
[Поворачивается, демонстрирует себя перед аудиторией].
Мою жену спросите, кто я в плане мужском! Она скажет: «Ну, он, конечно, не кастрированный, но — уже это!.. Но — уже!..» А, вот, смотрюсь — ничего!»
Прот. Владимир: «Нет. Ну, тогда ладно. Тогда — другой вопрос. Близко к этой теме. Когда Он — по малой нужде... Ну, они же... Или у Него не было малой нужды? Он, вообще... Он мочился? Нет? Как вы думаете? [Не слышно отвечают]. И вот, теперь — другой вопрос. Он идёт с апостолами, то есть — одного пола все— мужчины; и у Него — нужда... Он отворачивался от других или не отворачивался?»
Ответ девочки: «Нет».
Протоиерей подтверждает: «Не отворачивался». [Смех в зале].
При продолжающемся смехе аудитории — прот. Владимир: «Прекрасно! Значит вы считаете, что Он страдал, вот, желанием чтобы Его видели, так сказать! Но если ещё... [невнятно] Ну, конечно! Вообще, в принципе...
[из зала, при общем смехе, кто-то, видимо, что-то сказал] Кто это сказал? Мужчина? Женщина?
[Хотя перед протоиереем сидят, в основном, дети и подростки]
Мужского пола? Мужского пола сказал!
[неслышно отвечают, о. Владимир паясничает, все смеются]. Ах! А! О! Ага!..»
5. И пятая особенность учения о. Владимира и его общины — это то, что различные блудные грехи и извращения для супругов признаются за норму взаимоотношений между православными мужем и женой.
Прот. Владимир: «В нашем обезбоженном мире» муж хочет видеть свою «жену тире ... [употребляет нецензурное выражение, которое можно заменить словосочетанием «женщина лёгкого поведения»] Хорошо это или плохо? Прекрасно! Прекрасно! Если он это делает (и она) тет-а-тет».
Прот. Владимир: «И, вот, единожды на первом году жизни я напугал жену и родителей. Было уже темно, мы легли спать. Прошу прощения за правду. Но я не стесняюсь, говорю. Я... это не грех. Между мной и женой была близость в это время, во время которой я запел. Во время близости я запел!...
[пауза, в храме смешки]:
«Тебя Бога хвалим! Тебя, Господи, исповедуем! Тебя предвечного Отца вся Земля величает». Причём я и пел, и!... [пауза: улыбается, в храме смех] — одновременно.
[Продолжает с улыбкой]
Меня потрясло это тоже — этот опыт. В чистоте-то когда!... Да с любовью-то! Бог-то лишним не бывает!!!...
[пауза,смешки в храме].
Есть и другие видео на эту тему. Один такой фрагмент приводит о. Георгий Максимов в видеозаписи «За что наказан Головин». Там о. Владимир жене, переживающей, что её воцерковлённый муж смотрит порнографию, советует приобщиться к греху мужа — и самой посмотреть эту порнографию.
Все упомянутые видеозаписи располагаются в свободном доступе в интернете до настоящего времени.
Выявлен также ряд особенностей деятельности общины, которые позволяют заключить, что организация имеет признаки коммерческой.
Не буду перечислять их. Об этом можно прочитать в статьях на сайте ЦРИ во имя свщмч. Иринея Лионского.
Например, в статьях: «Щедрая болгарская благотворительность», «Достучаться до небес. За отдельную плату», «Коммерческий культ Головина продолжает активно вербовать своих последователей» и в других.
Благодарю за внимание.
Доклад на Рождественских Чтениях 2019, 30.01.2019, п. Надежда (Лешкова).