Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

03.05.2012

cropped-135_sm.jpegПитанов В.Ю., сотрудник апологетического центра «Ставрос». Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

 

Многие россияне активно увлечены поиском быстрых и, как им кажется, надежных методов оздоровления. Среди таких методик прочную позицию заняла хатха-йога. Увлекающиеся хатха-йогой считают ее своеобразным аналогом гимнастики, с помощью которой можно значительно улучшить состояние своего здоровья. При этом лишь немногие всерьез задумываются об истоках и изначальных целях занятий хатха-йогой, а также о том, что результаты этих занятий могут оказаться самыми неожиданными. В сегодняшнем докладе я попытаюсь ответить на вопросы: что такое хатха-йога, где и когда она была создана, так ли уж безвредно заниматься ею, а также совместима ли хатха-йога с христианством. Прежде всего, определимся с самим понятием «йога».

Термин «йога» родился в Индии и имеет около 20 словарных значений, среди них такие как: «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять» и т.д. Йога – это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению «Абсолюта», однако они могут иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: «Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей душой Бога». Также можно сказать, что «йога – это «связь» с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние…». Йог Чинамайананда утверждал, что занимаясь йогой человек из червя станет «Богом Богов».

Йога в том или ином виде является обязательным компонентом всех духовных традиций Индии. Подчеркну, что все виды йоги имеют религиозный характер. Нет ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует.

Йог обязательно должен быть вегетарианцем, однако есть исключения, например, система тантрической йоги позволяет есть мясо. Высшее духовное состояние, которого может достичь йог, называется самадхи, описать самадхи невозможно, по сути это некое мистическое переживание, которое испытывает человек в результате занятия йогой.

Последователи йоги считают, что понять самадхи можно только пережив это состояние. Свами Вивекананда писал о самадхи: «Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, оно называется самадхи»; «Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно. Во многих случаях является опасность повредить мозг». Кроме того, впадающие в состояние самадхи «подвержены галлюцинациям».

При занятиях йогой, как верят практикующие йоги, развиваются следующие способности или, как их называют сами йоги, сиддхи: 1) анима – способность принимать форму меньше меньшего; 2) махима – способность принимать форму огромных размеров; 3) лагхима – способность становиться легче пылинки; 4) гарима – способность становиться необыкновенно тяжелым; 5) прапти – способность получать все, что угодно; 6) пракамья – непоколебимая воля; 7) ишитва – превосходство над другими; 8) вашитва – способность удерживать окружающих под своим контролем. Обращаю ваше внимание на то, что с христианской точки зрения, такие сверхспособности, с христианской точки зрения сомнительны. А развитие «превосходства над другими» имеет в христианстве название гордыня.

Рассмотрим кратко виды классической йоги.

Существует четыре вида классической йоги: джнана-йога, карма-йога, бхакти-йога и раджа-йога. Джнана-йога (джняна-марга) — это путь развития сверхрациональной интуиции, цель которой – постижение йогом единства личной души (Атмана) с Божеством через развитие у себя «…высших интеллектуальных способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад: «Все сие Атман», «Я есть Брахман» и др. Ритуалы отвергаются за ненужностью, путь асоциален, предполагает монашество…». Джнана-йога считается путем для личностей, имеющих высокое интеллектуальное развитие. Данный вид йоги не предполагает специальной работы с телом, это, скорее, путь высокого интеллектуального созерцания. Заметим, что в настоящее время в России в рамках неоиндуизма ни одно направление йоги не практикуется в классической форме.

Карма-йога (карма-марга) — это путь ритуально чистых деяний, который заключается в том, что йог следует в своей жизни тем религиозным предписаниям, которые приняты в той духовной традиции, к которой он принадлежит. Свами Вивекананда писал: «Что же говорит карма-йога? «Трудитесь неустанно, но отрешитесь от всякой привязанности к труду. Не отождествляй себя ни с чем вне вас. Держите ваш ум свободным…». Карма-йог — это человек, который не привязывается к плодам своего труда, считая, что все, что он делает, есть исполнение его религиозного долга, предполагается работа без внутренней психологической вовлеченности, без привязанности к результатам труда. Карма-йог считает, что плоды, как и сам процесс труда, принадлежат языческому божеству. На практике обычно карма-йогу соединяют с бхакти-йогой и отдельно не практикуют.

Бхакти-йога – это путь преданного служения избранному божеству. Бхакти-йог, или бхакта, как говорит Бхагавадгита — это тот, кто не имеет «ненависти к существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый, удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решениях, вручивший Мне сердце и разум, кто предан Мне (Кришне. – В.П.)». Бхакта – это тот, кто ежеминутно думает об избранном божестве, его привязанность к божеству должна быть всепоглощающа. Любые свои деяния бхакта посвящает избранному божеству. Адепт бхакти-йоги стремится к экстатическим, эмоциональным переживаниям, к мистическим озарениям. Цель — вызвать в себе непреодолимую любовь к божеству, граничащую с одержанием божеством. Среди групп, практикующих бхакти-йогу, нередки случаи сексуальных извращений, например интимные отношения с гуру или обмен партнерами между членами секты. На сегодняшний день бхакти-йога является одной из самых популярных направлений йоги в мире.

Раджа-йога – это йога, которая ставит своею целью достижение самадхи через пробуждение кундалини. Кундалини – это энергия, которая, как считают йоги, находится в основании позвоночного столба и представляется в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца: «…сама энергия Кундалини – это тонкие психические энергии, но не грубо-материальные органы или субстанции тела». Кундалини необходимо «разбудить» и направить вверх по центральному энергетическому каналу (сушумне), который, как считают йоги, находится в позвоночнике. Проходя по позвоночнику, кундалини как бы активизирует чакры, раскрывает их. Чакры – это, по мнению йогов, невидимые энергетические центры, «чакры находятся на более тонком уровне, чем материальное тело, то есть как бы одновременно в теле и вне его, точное местоположение того или иного чакры может быть определено только индивидуально, в процессе концентрации и медитативной практики». Раскрытие чакр, как считают йоги, приводит к духовной самореализации и постижению божества. Раджа-йога – это практика, с помощью которой йог готовит свое тело и разум для достижения самадхи. Основателем раджа-йоги считается Патанджали — индийский мистик, живший около II-III веков по Р.Х. Патанджали оставил после себя так называемую «Йога-сутру», в которой суммировал и осмыслил опыт индийской йоги. Йога Патанджали, она же раджа-йога (аштанга-йога), состоит из восьми ступеней: «1. Яма (общие нравственные требования); 2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины); 3. Асана (поза); 4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания); 5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов); 6. Дхарана (концентрация); 7. Дхьяна (медитация); 8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт…сливается с объектом медитации…Вселенским Духом».

Разберем ступени раджа-йоги подробнее. Яма – это пять нравственных требований: «1. Никому не вредить мыслью, словом или действием. 2. Не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием. 3. Полное целомудрие мысли, слов и действий. 4. Полная откровенность мысли слов и действий. 5. Полная безгрешность в мыслях, словах и действиях». Нияма – это «уход за телом, ежедневное купание, питание и т.д.». Асана в йоге – это «поза, принимаемая для выполнения упражнения или сама им являющаяся… главная цель занятий асанами…- прочистка пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника для последующего пробуждения кундалини». В молодости минимальное время занятия асанами для достижения более или менее приемлемого, с точки зрения йоги, результата составляет пять лет ежедневных упражнений под руководством полностью реализовавшего себя в духовном плане учителя. Пранаяма – это четвертая ступень раджа-йоги, главной целью которой «является посредством регуляции дыхания установить контроль над тесно с ним связанным потоком сознания». Вивекананда писал: «Пранаяма значит управление Праной». Прана – это «жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе». Согласно йоге, существует пять видов пран, главная из них — воздух, которым мы дышим, эта тонкая форма энергии, в свою очередь, делится еще на четыре части: 1.Ваю – вид праны, который управляет дыханием и находится в области сердца; 2.Апана – находится в нижней части живота и управляет функциями выведения мочи и кала; 3.Самана – прана, способствующая пищеварению; 4.Вьяна – прана, пропитывающая все тело и распределяющая энергию, полученную из пищи и дыхания. Прана перемещается по тонким энергетическим каналам, которые называются нади. Нади – это «тонкие астральные трубки, несущие психические токи…. Через Нади проходят Жизненные силы, или токи Праны. Так как Нади из очень тонкой материи, то их невозможно увидеть на физическом плане». О Пратьяхаре, пятой ступени раджа-йоги, Вивекананда писал: «Тот, кто достиг способности по желанию соединять или разъединять свое сознание с нервными центрами (чакрами. – В.П.), усвоил Пратьяхару, …обуздание стремящихся к внешнему сил сознания, освобождения его от рабства чувств. … Управление сознанием и не дозволение ему соединяться с нервными центрами есть – Пратьяхара». Пратьяхара есть процесс сознательного управления своим сознанием, когда йог может его направлять на какой-либо объект и как бы отключать от ненужных, на его взгляд. Пратьяхара, в представлении йогов — это искусство управления своим умом, освобождение его от влияния чувств. Следующая, шестая ступень раджа-йоги — дхарана. Дхарана – это йогическое искусство концентрации на конкретном объекте, например можно с помощью воображения постараться почувствовать определенные части тела, не чувствуя при этом другие части тела. Если пратьяхара обучает йога не реагировать на внешние раздражители, то дхарана обучает избирательной концентрации. О седьмой ступени раджа-йоги — дхьяне Свами Вивекананда писал: «Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внешнем пункте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту. Это состояние называется Дхиана». Дхьяна – это медитация перед избранным объектом с целью слияния с ним. И последняя ступень раджа-йоги — самадхи — состояние, когда йог окончательно подавляет в себе всякое движение мысли и чувства и видит себя, как полагают йоги, таким, «каков он есть и каким всегда был, — всеведущим, бессмертным и вездесущим».

Заниматься подобного рода практикой нужно в уединении. В Бхагавадгите сказано как нужно заниматься йогой: «в чистом месте устроив устойчивое сидение для себя, не слишком высокое, не слишком низкое, покрытое одеждой, шкурой лани и (травой) куша».

Если суммировать все требуемые условия для занятия раджа-йогой, то мы видим, что последователь раджа-йоги должен уединенно жить в особом месте под руководством духовно реализовавшего себя учителя, ежедневная практика и вегетарианское питание должно стать его уделом на всю жизнь. При этом нужно учитывать, что любое поверхностное и невнимательное отношение к йоге может привести «…к напрасной трате сил и психическим расстройствам».

Итак, что может обрести человек, занимаясь хатха-йогой с целью улучшения здоровья? Любое направление йоги по сути является видом мистической практики, ставящей перед собою цель достижения неких высших мистических озарений. Как уже говорилось, не существует нерелигиозных видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги и готовит тело, как бы настраивает его, на последующие мистические переживания. Нам могут возразить, что можно использовать хатха-йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основан на мистических откровениях йогов. Нельзя заниматься практикой и при этом полностью игнорировать теорию, лежащую в ее основе. Йог Рамачарака утверждал что занятия йогой бесполезны если практикующие йогу не понимают её «философскую подкладку».

Практикующий хатха-йогу обязательно должен иметь учителя; известный учитель хатха-йоги Айенгар пишет: «Во всех древних комментариях к йоге подчеркивается, что заниматься необходимо под руководством гуру (учителя)». При этом имеется в виду учитель, посвятивший этому всю свою жизнь и сам имеющий такого же учителя. В нашей стране есть большое число учителей хатха-йоги, закончивших какие-либо, относительно непродолжительные, курсы хатха-йоги и ставших «учителями» хатха-йоги. Автору вспоминается общение с одним индусом, который приехал в нашу страну для преподавания аюрведы, этот человек занимался аюрведой с детства, ею же занимались его отец, его деды и прадеды. Но ему не разрешили преподавать аюрведу, мотивировав свой отказ тем, что … он не изучал ее на курсах в некоем российском институте в течение положенных в России трех месяцев! Помню, как я был поражен, увидев объявление о подготовке «специалистов» в области тибетской медицины за… десять дней! Сами тибетцы зачем-то тратят на изучение тибетской медицины целых пятнадцать лет. Но интереснее всего то, что у подобных скороспелых учителей находится немало учеников и даже пациентов.

Теперь несколько слов об источнике мистических озарений йогов. Каков он? Каковы те цели действий этого источника? Дадим оценку с точки зрения христианства. Вспомним, что цель йога — стать «богом богов», добавим – богом без Бога: ведь йог «…может не верить … в Бога», как учил Вивеканада. Эта ситуация знакома любому христианину, так как напоминает историю, описанную в Священном Писании (Быт.3:5). Только вот цена такой «йоги» была печальна: грехопадение, отпадение от Бога, богоотступничество. Но даже если человек отвергает авторитет Священного Писания, можно задуматься: разве такие понятия, как энергетические каналы-нади, прана — это научные понятия? Нет. И это признают сами йоги. Например, йог Рамачарака в своей книге «Хатха-йога» пишет: «Вопрос о пране проникает всю философию хатха-йоги.

Оккультисты всех времен и народов всегда учили, обыкновенно тайно, обращаясь лишь к немногим своим последователям, что в воздухе, в воде, в пище, в солнечном свете и во всем другом находится субстанция или принцип, порождающий всякую деятельность, энергию, силу и жизненность…». Как видим, Рамачарака не скрывает оккультных корней хатха-йоги. Классическая хатха-йога не ставит перед своими последователями цели — здоровье ради здоровья самого по себе: «Йоги же развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека и что они должны совершенствовать орудие исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души». Сам принцип действия асан и пранаямы, их предназначение — это подготовка к мистическим переживаниям. Человек, занимающийся хатха-йогой, сам того не ведая, может столкнуться с весьма определенным оккультным дополнением, которое он, может быть, и не ожидал получить. Корни хатха-йоги мистичны, без индуистского мистицизма ее бы просто не существовало. Мистицизм же йоги, по утверждениям самих йогов, как выше мы уже указывали, может привести к психическим расстройствам, вызвать галлюцинации и даже повредить мозг. По моему мнению, такие результаты вряд ли можно назвать способствующими оздоровлению последователя хатха-йоги.

Можно ли христианину заниматься хатха-йогой? На этот вопрос ответ очевиден. Нет! Любые формы оккультных практик несовместимы с христианством. Людям, стремящимся к здоровью, можно порекомендовать другие методы его достижения, например, спорт. По крайней мере, при занятиях спортом вероятность того, что к вам нежданно явится «Шива» или еще какой индуистский «божок», будет намного меньше, чем при занятиях хатха-йогой.