Секты, культы

Понятие о сектах и сектантстве.

Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее… Не имеющий матерью Церкви не может иметь отцом своим Бога. Хотя бы сии люди предали себя смерти в исповедании имени Христова, грех их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. (Священномученик Ириней Лионский «О единстве Церкви Христовой»)

«Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», — эти слова Никео-Цареградского Символа веры выражают один из основных догматов православного христианского вероучения. Церковь Божия едина. Господь Иисус Христос основал на земле одну Церковь, в которой по предвечному определению Совета Пресвятой Троицы положено спасение всему человеческому роду: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Господь говорит об одной Церкви, а не о многих, изображая ее в притчах; говорит об одном стаде под водительством единого Пастыря, об одном овчем дворе: «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16); об одной виноградной лозе: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе… (Ин. 15, 4).

Спаситель установил одно крещение и одно причащение — не может быть двух Евхаристий Христовых, не сообщающихся друг с другом, при этом одинаково истинных и одинаково спасительных.

Единство верующих составляло предмет первосвященнической молитвы Христа Спасителя, Его последней молитвы, в которой Он молился не только о своих учениках, Апостолах, но о своих последователях всех времен и народов: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11). «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин. 17, 20 — 21).

Только единой Вселенской Церкви принадлежат все те обетования о непреодолимости ее вратами ада, о том, что она будет хранительницей Истины и благочестия в своей полноте, которые даны ей ее Основателем — Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Только эта Вселенская Кафолическая Православная Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истинах веры или впасть в заблуждение.

Послание Восточных Патриархов говорит об этом: «Несомненно исповедуем как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения».

Блаженный Августин: «Всякий, отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Послание 152).

Священномученик Киприан Карфагенский: «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христовой».

Священномученик Ириней Лионский: «Грех разделения с Церковью не омоется и самою кровию».

Исходя из вышесказанного, понятно, что Церковь Христова не может разделиться. Сам по себе термин «разделение церквей» носит условно-исторический, а отнюдь не богословско-догматический характер. Однако на протяжении всей истории Церкви в ней временами появлялись еретики, раскольники: Арий, Македонии, Несторий, Север, Диаскор, Евтихий… Сея плевелы лжеучения или суетных человеческих мнений, поставляя собственные заблуждения выше церковного разума, они тем самым прежде сами себя отделяли от единства Церкви, а после это извержение, как правило, определялось соответствующим актом высшей церковной власти. Эти отделившиеся сообщества назывались еретическими, раскольническими — так о них говорит Пространный катехизис Православной Восточной Кафолической Церкви.

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с Вселенской Церковью или, уже, с Поместной Церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении.

Вопрос о происхождении сектантства давно волнует русскую богословскую мысль. Немало говорят о нем и в последнее время. Из дореволюционных историков — как церковных, так и светских — многие видели в сектантстве явление, прежде всего, привнесенное и объясняли его иноземным влиянием. Хотя другие считали его феноменом. В зависимости от мировоззрения этих авторов причины распространения сектантства виделись то в социальной организации общества, то в развитии общественных отношении, то в условиях быта и обстоятельствах истории, то в религиозно-нравственной психологии народа.

Однако, как бы ни однообразны были эти причины, мы как люди верующие не можем не засвидетельствовать, что все они имеют вторичный характер. Так или иначе общими началами сектантства, — впрочем, как ереси и раскола, — следует признать изъяны духовного строя хотя бы основополагателей этих движений и групп. Такими главнейшими изъянами являются гордость и высокомерие, дающие в результате духовную прелесть, самоволие в вере и самочиние в деле спасения, когда греховная воля приводит к патологическому состоянию сердца человека.

В религиоведении секты условно разделяются на мистические и рационалистические. Секты, называющиеся рационалистическими — это… те, которые единственным источником вероучения признают Священное Писание, но в то же время в толковании его допускают полнейший произвол и греховное насилие, руководствуясь исключительно личным пониманием, ставя человеческий разум в деле веры выше авторитета Церкви. …Секты мистические признают своим началом некое внутреннее озарение, веру в непосредственное таинственное единение человека с Богом, иногда даже в воплощения в человеке божества, вплоть до полного их отождествления. К таким сектам относятся, в частности, из старых наших -хлыстовство, скопчество, а из распространяющихся новых — прежде всего пятидесятничество и новые харизматические движения.

Но сейчас получает свое распространение и совершенно новый тип сект, именуемых тоталитарными, пребывание в которых подразумевает всеобщее, всецелое подчинение человека — его разума, воли, эмоций -лидерам секты и утверждаемым ими доктринам. Тоталитарные секты представляют особенную опасность, потому что, вторгаясь в область подсознательного человеческой психики, души человека, они наносят ей столь ощутимый вред, что даже человек, освободившийся от влияния такого рода псевдорелигиозного сообщества, на протяжении долгих лет своей жизни будет ощущать последствия даже самого краткого, временного воздействия тоталитарного сектантского сознания.

Церковь Православная, … бескомпромиссно относясь ко всякому заблуждению, осуждая ересь, неправду, хулу на Духа Святого, при этом отделяет человека от его заблуждения и с любовью и снисхождением зовет в свою ограду всех своих чад, ушедших по неведению или недомыслию «на страну далече», и тех, кто по самому факту своего рождения относится к тому народу, который тысячу лет своей истории был и является народом православным.


Классификация сект в России.

Секты и культы, действующие сегодня в России, можно классифицировать следующим образом:

Религии и секты, являющиеся относительно традиционными на территории России — мусульмане, евреи, протестанты, католики, баптисты, адвентисты… Традиционно эти конфессии существовали в определенных этнических группах — татарах, евреев, немцев, поляков, литовцев… Однако сегодня некоторые из этих конфессий заняты миссионерской деятельностью среди православных.

  • Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как “Церковь Христа,” “Ново апостольская церковь,” харизматические движения, например, “Завет,” корейские протестантские секты, “Семья.” Нередко они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все эти сектанты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и, якобы, организуют свою жизнь так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, с традиционным христианством они ничего общего не имеют.
  • Секты, претендующие на обладание “новым откровением” — мормоны (или “церковь Иисуса Христа святых последних дней”), “Свидетели Иеговы,” Белое братство, “Богородичный центр,” движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), “Аум Синрике,” “Церковь последнего завета” — лжехриста Виссариона, бахаизм.
  • “Восточные” учения. Начиная с конца прошлого столетия, Россию и западный мир все больше и больше стали наводнять всевозможные индийско-оккультные или “восточные” учения, предлагающие свои методы одухотворения жизни. Применяясь к менталитету людей западной культуры, эти учения свободно пользуются христианской терминологией и христианскими понятиями, создавая впечатление, что они не противоречат христианству, а лишь восполняют недостающее в нем. На самом деле они находятся в прямом конфликте с христианством и ставят людей на неправильный духовный путь. К сожалению далеко не каждый в состоянии разобраться, в чем собственно они заблуждаются. Тем более, когда идеи, распространяемые этими учениями, тесно переплетаются с христианскими. Эти индийско-оккультные учения можно условно разделить на три течения: 1) наукообразно-философские учения, 2) учения, делающие упор на психофизиологическую практику и 3) учения, направленные на развитие интуиции и спонтанности.
  • Учения и секты из движения New Age (“Новая эра,” “Век водолея”), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы — кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, “живая этика” (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр “Дианетика,” “нарконон,” “криминон” и т.д.), астрология, “Академия фронтальных проблем” (“Академия Золотова”), неоязыческий центр “Юнивер,” валеология, “Троянова тропа”и др.
  • cатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, чаще всего рок концертах. Ребят привлекают оккультными фокусами, наркотиками, половой распущенностью, культом насилия. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз “делай все, что хочешь, ты имеешь право на все, и можешь убить тех, кто посягает на твои права.” Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность — в культ.

Конечно, часто бывает затруднительно четко отнести в определенную группу ту или иную секту, так как она одновременно обладает признаками нескольких категорий. По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово “секта” означает нечто отделенное от целого.

Секта — это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно новшество, искажение чистоты апостольской веры. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты “Церковь Христа” американский баптистский пастор Кип Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал. Изобретатели “живой этики” Рерихи считали себя теми исключительными личностями, которые смогли познать все тайны бытия, а об оставшейся части человечества “сожалели” как о “двуногих животных.” Гордость, стремление опираться на свой рассудок, помраченный страстями, а не на Саму Истину, смиренно свидетельствующую о Себе в Евангелии и Церкви — вот определяющее качество секты. Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард, “чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию.” Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями — господствовать над душами людей. Уже не секрет, что некоторые секты управляются западными спецслужбами. Такое господство намного мощнее любого другого принуждения, физического или экономического, ведь человек, отдавший свою душу “учителю,” “гуру,” подчиняется уже не корысти ради, и не за страх, а за совесть.

Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают иногда, в криминальное сообщество.

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ