Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Итоги и выводы межправославного совещания в Фессалониках 2011 г.

03.05.2012
59_sm Прот. Георгий Иоффе, Председатель Миссионерского отдела СПб епархии. Итоги и выводы межправославного совещания в Фессалониках 2011 г.   В октябре прошлого года в греческом городе Фессалоники состоялась Четвертая встреча межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов. Тема встречи была сформулирована следующим образом: «Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты». Во встрече участвовали члены и представители центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов, прибывшие из большинства православных государств и поместных Церквей (Греции, России, Кипра, Сербии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии, Беларуси, Украины, Критской Церкви). В докладе я в сжатом виде озвучу основные выводы встречи в Фессалониках, а наша конференция продолжит обсуждение этой темы, применительно к российским реалиям. Проблемы оккультных целительских практик и психокультов Псевдомедицинские секты, или «альтернативные терапии», являются составляющей движения «Нью Эйдж» («Новой Эры»), которое распространяет оккультизм в области охраны здоровья и личностного развития, провозглашая «исцеление» телесных и психических заболеваний. Медицина «Нью Эйдж» использует альтернативные целительские практики, основанные на оккультизме и магическом способе мировосприятия. Цель альтернативного «целителя» - «преумножить и уравновесить энергию Вселенной» (никто из подобных «целителей» не определил ее природу и не дал обоснования этому понятию) для использования в исцелении: считается, что заболевание начинается не в физическом теле, а на некоем «энергетическом» уровне, и должно исцеляться «энергетически», а не физически. Альтернативный «целитель» содействует «потоку невидимой космической» энергии, удаляя так называемые «энергетические блоки» или «энергетические барьеры», и таким образом обещает исцелить всевозможные заболевания, от самых незначительных до совсем неизлечимых. Альтернативный «целитель», который обычно является харизматической личностью без какого-либо медицинского образования или, в редких случаях, врачом, не применяющим никакие из полученных в мединституте знаний, приобретает роль мага-жреца, которая якобы придает ему абсолютное могущество. Считается, что если исцеление не удается, то это не потому, что теория ошибочна, а потому, что методика была неправильно применена или потому, что пациент сопротивлялся исцелению по «кармическим» или другим причинам. Альтернативные «целители» прилагают огромные усилия к тому, чтобы представить свои практики научно обоснованными, и, тем не менее, их антинаучная суть систематически раскрывается многочисленными медицинскими и научными организациями Европы, Австралии и Америки, а также видными врачами и учеными всего мира. Альтернативные целительские практики являются стремительно развивающейся индустрией, распространяющейся очень быстро через сеть различных групп, обществ и федераций, деструктивных сект и психокультов, которые обещают физическое и психическое здоровье, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Это уже сформировало общественное мнение, принимающее оккультные методики как эффективные практики исцеления, равноценные, если не превосходящие, практики научной медицины. Проблему усугубляет растущее число врачей, продвигающих альтернативные «терапии» ради материальной выгоды или в силу личных убеждений. Еще большую опасность представляет тот факт, что многие православные священники оказываются обманутыми альтернативными целителями и проводят обряд освящения в центрах, школах и на фестивалях альтернативных «терапий» или же своим присутствием на таких мероприятиях создают видимость признания альтернативных «терапий» православной Церковью. Зачастую врачи и представители других медицинских профессий используют и продвигают альтернативные целительские практики и практики псевдомедицинских культов в целях получения выгоды. Распространители оккультных «целительских» практик пытаются проникнуть на национальные и международные конгрессы ученых, врачей, психиатров и психологов. Частные учебные заведения, связанные с деструктивными культами, предлагают уроки по освоению оккультных целительских практик, таким образом, делая ситуацию неконтролируемой. Дети в некоторых частных школах обучаются и посвящаются в оккультные целительские методики якобы для расслабления и поддержания здоровья. Психотерапевтические культы (психокульты) организуют семинары для родителей и учителей, а также для детей и студентов, обещая повышение успехов в школе, снижение стресса, разрешение проблем поведения и быстрое и эффективное обучение. Психокульты являются разновидностью деструктивных сект психотерапевтической ориентации и обладают следующими характеристиками: Описаны следующие опасности альтернативных псевдотерапий: ущерб здоровью, депрессия и эмоциональные срывы, приступы паники, нервные срывы, психоз, осложнения и усугубление заболевания, одержимость и даже смерть или самоубийство. Проблема альтернативных «целительских» практик и психокультов является весьма серьезной, и борьба с ними – дело государства, медицинских организаций и учреждений, всего общества и Церкви. Πастырские аспекты 1) Существуют «целительские методики», являющиеся определенно оккультными, такие, как, например, Рэйки. Здесь недвусмысленно можно проследить непосредственную связь между практическими методами и их теоретическим (оккультным) обоснованием. Любой православный верующий с минимальным знанием катехизиса понимает, что он не может и не должен участвовать в таких мероприятиях, чтобы не подвергнуться влиянию демонических сил. Необходимо отметить, что православный верующий не ищет исцеления любой ценой. Ведь и демоны «творят чудеса ложные», то есть якобы «исцеляют»; и неопятидесятники утверждают, что они могут исцелять. Но чьей силой? Сам по себе акт «исцеления» не является критерием, гарантирующим правильность и безопасность метода исцеления, более того, создает видимость исцеления для последующего привлечения клиента вновь и вновь. Сами утверждения об исцелении ни о чем не говорят, поскольку некоторые обманутые «целителями» люди начинают сами утверждать, что такие болезни, как рак или СПИД, исцелили, применяя уринотерапию или иные безумные методы. 2) Опасность таких «терапевтических методов» с точки зрения спасения души – помимо их опасности для физического здоровья – состоит главным образом в том, что они угрожают растлить православный дух, образ мышления и мораль, являя собой мост, вводящий ничего не подозревающих людей либо в псевдовосточные секты, либо приобщая их к языческому мировосприятию, оперирующему такими понятиями, как вселенская энергия, прана, ци, аура, чакры и т.п. Эти термины являются ключевыми во многих тоталитарных сектах, следовательно, путь пациента клиники «альтернативной медицины» в тоталитарную секту становится значительно короче. 3) Опасные заблуждения с неприятными последствиями для верующих, остающихся без пастырской поддержки, возникают, когда: а) православный священник, по неведению или из корыстных соображений, совершает обряд освящения в центре «альтернативных терапий». Такие обряды и их фотосъемка почти всегда используются этими центрами для обмана граждан: будто бы «целитель» имеет благословение священнослужителя; б) то же самое случается, если какой-либо известный церковный деятель, обычно по незнанию, использует методы «альтернативных терапий» или рекомендует их другим; в) многие духовники, не осознавая связи этих методов с оккультизмом, в ответ на вопросы верующих не могут объяснить опасности этих методов; г) альтернативные «целители» проникают в православную среду и обращаются с выступлениями на различных мероприятиях или семинарах (например, в «Школах для родителей»), организованных церковью или с участием церкви. Образ мышления приверженцев «альтернативных терапий» и православное христианское мышление Создатели и распространители альтернативных «методов терапии» провозглашают, что одно лишь самопознание предоставит нам ключи к жизни и смерти. В качестве средств исцеления, среди прочего, предлагается лечебное голодание, гипноз, занятие спиритуалистическими методиками и приемами, использование лекарственных трав и лекарств на растительной основе вместо так называемых «ядовитых препаратов современной медицины». Большинство методов и приемов альтернативных «терапий» глубоко пропитаны ложной духовностью и являются смесью восточного мистицизма, магии, шаманизма и антихристианских воззрений «Нью Эйдж». Когда альтернативные «терапии» говорят о Боге, душе и духе, их бог не имеет никакого отношения к Триединому Богу Православия. Их «бог» – бог «Новой Эры», отождествляемый с безличной универсальной космической энергией, находящейся «внутри нас», что, в конечном итоге, приводит человека к самообожествлению. Поэтому в их лексиконе нет понятия греха, а используются выражения, например: «злые духи» и «отрицательные и положительные мысли». Альтернативные методы «терапии» считают боль, страдания, соблазны, искушения и жизненные трудности негативными явлениями и через оккультизм обещают избавить вас от них. Церковь же, напротив, оценивает их положительно, так как они: а) помогают человеку осознать свой предел, то есть смерть, и через нее; – жизнь вечную; б) способствуют духовному созреванию; в) стимулируют дух смирения, терпимости, любви и веры в Бога – основные добродетели, которыми обладали все святые нашей Церкви. Церковь не отделяет душу от тела: она призывает заботиться о теле в той мере, в которой оно тесно связано с душой и участвует в таинствах освящения и спасения. Вот почему существуют и таинство Елеосвящения (Соборования), и ряд молитв от болезней. Даже в высшем из таинств – Евхаристии – церковь молится об исцелении "всех больных, страдающих, недужных и их спасении". Церковь рассматривает и предлагает, в качестве основных средств поддержания физического здоровья, молитву, покаяние, исповедь и причащение, которые наполняют нас живительной благодатью Божией. Это не значит, что верующие не должны ходить к врачам для получения медицинской помощи. Сам Бог, говорит нам Библия, "дал людям науку" (Премудрость Сираха, 38:6). И более конкретно: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства…" (Премудрость Сираха, 38:1-4). Наука, которая прославляет Бога и служит спасению мира, для человека и для всего творения является источником благословения. Если, однако, она направлена на удовлетворение эгоистичных устремлений человека и на отречение его от Бога, то результаты ее могут оказаться катастрофическими. Социальные и медицинские аспекты
  1. В связи с тем, что в настоящее время деструктивные объединения оккультного характера активно проникают в сферу медицины, пропагандируют и легализуют псевдомедицинские методики, мы предлагаем обратить внимание медицинских сообществ на необходимость выражения своего мнения в отношении псевдоцелительских практик и рекомендуем создать постоянно действующие комиссии при федеральных и региональных министерствах здравоохранения для защиты населения от воздействия недобросовестных «целителей» на жизнь и здоровье граждан.
  2. Все псевдомедицинские культы нарушают право человека на информированное согласие на проведение процедуры, не предупреждая о возможных негативных последствиях, связанных с ухудшением здоровья. Во многих псевдомедицинских культах практикуется полный или частичный отказ от медицинской помощи, распространяющийся как на взрослых, так и на детей, что приводит к трагическим последствиям. Однако правовой вакуум позволяет им реализовывать свои услуги, наживаясь на горе и страдании людей. В складывающейся ситуации очевидна необходимость обращения к законодательным органам с целью закрепления в законодательстве механизма запрета пропаганды и применения методик воздействия на организм, опасных для жизни и здоровья человека.
  3. Большинство псевдоцелительских культов нарушают действующее законодательство. Учитывая широкое распространение откровенно грязного бизнеса на тяжело больных людях, как-то: оккультное и иное антинаучное лжецелительство, продажа втридорога биологически активных добавок под видом лекарств, считаем, что только строгое наказание для лидеров псевдомедицинских сект может заставить тысячи других людей, занимающихся подобным, остановиться. В связи с этим считаем необходимым взаимодействовать с правоохранительными органами для пресечения социально опасной деятельности псевдомедицинских культов, подрывающих здоровье человека, и, следовательно, угрожающих национальной безопасности.