Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Итоговое заявление конференции “Евангелие и культура”, посвященной 200-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского

09.04.2012

Итоговое заявление конференции “Евангелие и культура”,

посвященной 200-летию со дня рождения Святителя

Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского

11 июня 1996 г. по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в помещении Московской Духовной Академии после молебна, под председательством Преосвященного Иоанна, епископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Священного Синода Русской Православной Церкви состоялась проводимая Миссионерским отделом совместно с Московской Духовной Академией конференция “Евангелие и культура”, посвященная 200-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского.

Участниками конференции принято обращение к пастырям и всем чадам Церкви, призывающее с особым вниманием отнестись к празднованию 200-летия со дня рождения Святителя Иннокентия и продолжить дело Святителя по просвещению народов светом Евангелия, сохранению национальной культуры и наполнения ее христианским содержанием.

Участники конференции “Евангелие и культура” считают необходимым довести до сведения православной общественности некоторые тезисы из докладов, прочитанных на конференции:

1. Вследствие грехопадения человек разорвал свою связь с Богом. Человеческое единство также оказалось расколотым. Поэтому человеку в его настоящем состоянии нужна некая вторичная реальность, мир символов для того, чтобы обрести связь с Богом и друг с другом. Религия (связь человека с Богом) и тем более связь человека с человеком нуждаются в земных механизмах передачи. Этими механизмами и является культура.

2. Поэтому возможно и необходимо существование христианской культуры. Христианская культура - не обязательно та, которая прямо говорит или рассуждает о Христе. Но христианской культуре присущ свой взгляд на Бога и человека, на мир. И всегда можно понять: так увидеть данную реальность можно только в христианской перспективе.

3. Границы христианской культуры и церковной жизни не совпадают. Человек может формально являться членом Церкви, но смотреть на людей не по-евангельски, а потребительским взглядом язычника. Возможно и обратное. Люди, живущие вне сознательной христианской веры и даже в формальном противостоянии ей, могут продолжать творить по сути именно христианскую культуру.

4. Россия - страна православной культуры. Попытки распространить чуждые религиозные и культурные традиции являются разрушительными для национальной культуры.

5. Культура и мировоззрение народов Севера и Сибири наполнились новым содержанием под влиянием Православия. Просвещение народов Севера и Сибири светом Евангелия являлось исполнением апостольской миссии Церкви, а не элементом колонизации. Православные миссионеры не ставили себе цели русификации местного населения, они не только несли народам Севера и Сибири Слово Божие, но помогли сформироваться их национальным культурам на основе их собственных языков и традиций. Как, например, Святитель Иннокентий (Вениаминов) положил начало переводу Евангелия и Богослужебных книг на языки народов Севера и Сибири, составил первые словарь и грамматику этих языков.

6. Как действие промысла Божия воспринимается православными и современное тревожное состояние России, и восстановление в ней православных церквей, приходов, монастырей как от сохраненной под спудом, ценой крови мучеников и исповедников, искры Православия. Также промыслительно распространение Православия и православной духовности по всему миру в результате русской эмиграции.

7. Жизнь нации не может правильно сформироваться в бездуховном обществе. Самые высокие нравственные принципы пришли на Русь с принятием Православия. Под его влиянием сформировался литературный русский язык, русская культура, русская нация как таковая. При этом, хотя Православие было принято от греков, не произошло поглощения Руси византийской культурой. Напротив, сокрытый в народе духовный потенциал смог проявиться, оплодотворенный верой Христовой.

8. На протяжении истории в культуре России возникали явления не только не христианские, а откровенно враждебные Православию. В рамках Православной миссии необходимо критически оценивать подобные культурные явления и широко освещать точку зрения Церкви по этим вопросам.

9. Смысл истории определяется Промыслом Божиим. Понять историю, взаимосвязь исторических событий можно только действием Духа Святого, исходя из того, что история человечества - история проявления Божественной благодати.

10. В первые века христианства не было христианской культуры. Христиане жили в античной культуре, принимая или отвергая ее. Однако уже к началу Средних веков христианская культура сформировалась. В результате временного разрыва Востока с Западом к IX веку сложились две христианские культуры. Причем культурное различие было настолько сильно, что перед св. Владимиром стояла серьезная задача выбора между Востоком и Западом - не как задача выбора веры - Восток и Запад были тогда православными, а как выбор культурной традиции.

11. К XIII веку, когда выдохлась крестоносная идея, крестоносцы готовы были захватывать и разрушать христианские города, христианские святыни с такой же готовностью, как и мусульманские. Предав единоверных братьев на Востоке, Запад выдвинул идею “христианского мира”, в рамки которого включил только себя. После Реформации Западный мир восстанавливается, ищет взаимопонимания на основе не религии, а цивилизации, и называет себя “цивилизованным миром”. Отсюда кажущаяся веротерпимость Запада. Корни культурной агрессии Запада - чувство вины перед христианским Востоком за предательство и попытки переложить вину на восточных христиан. Кроме того, Запад не может простить существование рядом с собой высокой культуры, которая осталась христианской.

12. Протестантизм ведет к секулярной культуре.

13. Духовная экспансия Запада сочетается с экспансией политической. Цели и той и другой - ослабление и подрыв корней православных народов.

14. Марксизм - религия, имеющая христианские корни, но в которой не осталось места Христу и поэтому превратившаяся в жалкую пародию на христианство.

15. Многочисленные современные секты, подобно марксизму, вводят бывших советских людей в круг очередных ложных понятий, которые без труда воспринимаются населением, привыкшим к искусственным псевдорелигиозным системам.

16. Язычество, оккультизм становятся все более распространенными в России среди представителей различных слоев общества, различных политических партий.

17. Существует опасность, что на Церковь начинают смотреть как на некий инструмент для достижения каких-то мирских (культурных, политических и т.п.), чисто утилитарных целей.

18. Каждый приход Русской Православной Церкви должен стать форпостом миссионерской деятельности.

19. Миссионерская деятельность должна сочетать в себе следующие формы: а) миссия среди неверующих; б) миссия среди возвращающихся в Православие; в) миссия среди христиан; г) Контрмиссия.

20. Для успешного проведения миссии необходимо чтение лекций, распространение литературы, дела милосердия. Литература должна быть разной направленности: облегчающая новоначальным вхождение в Церковь, апологетическая, Святоотеческая и др. При каждом приходе должен работать постоянный лекторий, воскресные школы для детей и взрослых. Воскресные школы для детей служат еще и средством христианского воспитания их родителей. Церковнослужители должны быть подготовлены так, чтобы они могли давать пояснения и отвечать на вопросы. Большое значение имеет обучение иконописи, пению, чтению на церковно-славянском языке. Желательно создание церковных производственных предприятий. Необходимо создание групп противодействия инославной и иноверной экспансии, создание антисектантской литературы и информационных структур. Желательно участие в общегородских мероприятиях.

21. Следует поддерживать и развивать уже существующие начинания и структуры, а не стараться под каждую задачу создавать новые структуры.

22. Каждый христианин должен открыто свидетельствовать о Православии, некоторые — словом, а все — своей жизнью.

Одноименная глава книги:Православная миссия сегодня. Спб.: "Апостольский город", 1999