Йога: просветление по-быстрому?

 

В середине ноября по инициативе фонда святоотеческих исследований и Кифисийской митрополии Элладской Православной Церкви состоялась конференция «Йога? Спасибо, не надо». Как сообщает портал «Православие.ру» со ссылкой на AgionOros.ru, выступающие на конференции отметили, сегодня предпринимается попытка ввести людей в заблуждение, представив йогу как физическое упражнение, науку, философию, метод самопознания и расслабления, который якобы лишён религиозного содержания.

Чем отличается йога от гимнастики? Почему она обрела столь широкую популярность в странах европейской культуры, и что делает ее неприемлемой для христианина? Рассказать об этом портал «Приходы» спросил уважаемых пастырей.

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – Серафимовского храма на Краснопресненской набережной в Москве:

– Иллюзией является убеждение, будто кто-то может заниматься йогой только ради физического здоровья. Про такого человека иеромонах Серафим (Роуз) писал, что тот «уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и переживаниям, о которых, несомненно, пока и не догадывается». О скрытом подтексте подобных практик отец Серафим знал не понаслышке, поскольку до прихода в Православие увлекался восточными философиями.

Основу и сущность йоги составляют вовсе не физические упражнения – ее центром является медитация. Тело, принимающее те или иные позы, приводимое в определенное состояние, лишь помогает концентрации ума, управлению психикой и психофизиологией человека ради достижения более «высокого» психического и духовного состояния. «Цель йоговских приемов, – отмечал отец Серафим, – сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям».

При этом медитация – не молитва. По слову архимандрита Софрония (Сахарова), «в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т.е. лицом к Лицу». А это, свидетельствует подвижник, «может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым».

Порвав личную связь с Богом человек, практикующий йогу, обращается внутрь самого себя, достигая цели «отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», пишет отец Серафим (Роуз). А значит, человек уже не видит падшего состояния, в котором находится, не видит необходимости обратиться к Богу с молитвой, взойти ко Христу, Который поднимает до жизни вечной.

Йога, предлагаемая современным людям, обещает в соответствии с нынешними потребительскими привычками быстрое получение духовных плодов: пара месяцев стараний и немного денег – и ты обрел просветление. Это вводит в эйфорию и питает гордыню и не может быть приемлемым для православного человека. Духовные дары так не получить: православная аскетическая традиция предупреждает, что путь потребует крепкой веры и долготерпения.

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии:

– Начиная с 90-х годов среди наших сограждан, в особенности среди женщин, большую популярность завоевали модные клубы и курсы йоги.

При этом разнообразие курсов и их названий поражает воображение. Мне как-то попалось интервью одного мастера восточных единоборств, который на вопрос журналистки о йоге ернически заметил, что у него иногда возникает мысль, что родоначальником йоги является не Индия, а Россия, так как количество названий техник и направлений, рекламируемых в нашей стране, превышает индийские.

Самая главная ошибка, причем ошибка религиозная, заключается в том, что ни один человек в
России, за исключением этнических индийцев, не может заниматься йогой. И дело не в сложности техники, а в ее смысле. В классическом понимании йогой может заниматься лишь тот, кто исповедует индуизм. А исповедовать его может тот, кто родился в Индии и принадлежит к одной из каст. Индуизм является, наверное, одной из самых немиссионерских религий, которая утверждает, что если ты родился христианином или мусульманином, то это твоя карма, которую нужно исполнить до конца. И принимая индуизм, ты лишь ухудшишь ее.

В свое время известный индийский профессор из Вриндавана доктор Капур был очень удивлен, узнав о «русских индусах».

Отвечая на вопрос священника Олега Стеняева об инициации русских в индуизм, он ответил вопросом на вопрос: «А как можно грузина инициировать в русского?»

Понятно, что никак.

Поэтому, когда вы соберетесь пойти «позаниматься» йогой, вспомните, что в лучшем случае вам предложат гимнастику, в худшем – пародию на ведическую традицию.

Редакция портала «Приходы»
prichod.ru

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ