Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Конференция «Православие и псевдомедицина»

29.05.2012

59_smИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

конференции «Православие и псевдомедицина»

Санкт-Петербург. 28 мая 2012 года

 

Заслушав и обсудив ряд докладов, касающихся псевдоцелителей и псевдомедицинских практик, конференция констатирует:

  1. Альтернативные целительские практики являются стремительно развивающейся индустрией, распространяющейся через сеть различных групп, обществ и федераций, деструктивных сект и психокультов, которые обещают физическое и психическое здоровье, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Это уже сформировало общественное мнение, принимающее оккультные методики как эффективные практики исцеления, равноценные, если не превосходящие, практики научной медицины, которая, при этом, практически устранилась от оценки использования нетрадиционных методов диагностики и лечения. Проблему усугубляет растущее число врачей, продвигающих альтернативные «терапии» ради материальной выгоды или в силу личных убеждений.
  2. Некоторые православные священники оказываются обманутыми альтернативными целителями и проводят обряды освящения в центрах, школах и на фестивалях альтернативных «терапий» или же своим присутствием на таких мероприятиях создают видимость признания альтернативных «терапий» православной Церковью.
  3. Известны случаи отказа от применения лекарств по указаниям «целителей», использование их рекомендаций и, как итог – летальный исход у больного.
  4. Искусственно нагнетается истерия вокруг прививок у детей и взрослых. Некоторые церковные доброхоты ведут яростную борьбу с прививками, вопреки компетентным научным мнениям, озвученным, в том числе, православными врачами.
  5. Многие православные прихожане вовлекаются в псевдомедицинские культы в связи с использованием ими псевдоправославной терминологии. Соборного мнения Церкви по этим вопросам пока не выработано, вследствие чего происходит разброд в православной среде.

 

В связи с вышеизложенным, конференция предлагает:

  1. Информировать самый широкий круг людей об обсуждаемой проблеме посредством выступлений и публикаций в СМИ, пресс-релизов, листовок, обучающих семинаров и проч.;
  2. Своевременно информировать священников об опасностях, которыми чревата деятельность альтернативных целительских культов и рекомендовать пастырям изучать взгляды и методы этих групп, чтобы они могли с уверенностью различать обман псевдоцелителей;
  3. Разъяснять данные вопросы православной пастве во избежание попадания людей в ловушки обманщиков. Утверждать православное мировосприятие, отвергаясь языческого культа телесного здоровья и иных религиозных воззрений, несовместимых с христианской верой;
  4. Обратиться к органам государственной власти с инициативой обратить серьезное внимание на проблему псевдоцелителей, вплоть до введения соответствующих статей в законодательство для контроля различных групп и лиц, претендующих на ведение целительской деятельности, не допускать выдачи разрешений на их деятельность без строгой предварительной проверки компетентными комиссиями;
  5. Просить органы законодательной и исполнительной власти ввести в конце каждой рекламы альтернативного целителя, экстрасенса, ведуна, колдуна и т.п. предупреждающую фразу по подобию «Курение убивает» или «Не является лекарством. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией». Например, такую: «Не является лечением. Последствия непредсказуемы для Вашего духовного и физического здоровья».
  6. Предложить внести поправки в Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в следующих формулировках:
    • На основании решения суда допускается запрет применения и пропаганды на территории Российской Федерации не имеющих научно-клинического обоснования форм, методов и методик оздоровления, профилактики, лечения и иного воздействия на организм, в отношении которых установлена опасность для здоровья граждан.
    • Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Под сеансом массового целительства следует понимать выступление перед аудиторией, в отношении которого организатором или выступающим декларируется наличие оздоравливающего эффекта.