Культ Анастасии

 

Основатель. Пузаков Владимир Николаевич, предприниматель, бывший новосибирский фотограф. Женившись, Пузаков взял при регистрации фамилию жены – Мегре. Брак вскоре распался, а фамилия осталась. В начале 90-х годов Мегре организовывал речные круизы и продажу ширпотреба в низовьях Оби. Но этот бизнес оказался неудачным. Через несколько лет Мегре написал серию книг о вымышленной женщине Анастасии.

Религиозная доктрина. Согласно книгам Пузакова, глубоко в сибирской тайге живет удивительная женщина Анастасия, обладающая необыкновенными способностями. С этой женщиной автор вступил в связь, и она родила от него ребенка. Анастасия призывает всех уйти из “грязных” городов и строить свое жилье в экологически чистых местах, например, в тайге. Концепция “Анастасийства” исходит из теософско-рериховских предпосылок, что все религии равны и содержат частицу истины. Во главе каждого учения стояли “просветленные”, и Пузаков в одном ряду перечисляет Велеса, Кришну и Раму, Шиву и Иисуса Христа, Аллаха (!?) и Будду. Анастасия обладает “знанием лам Востока, мудростью Будды, Христа и Йоги”. По существу, героиня Мегре-Пузакова уподобляется Господу Богу, а сам Пузаков становится единоличным пророком Анастасии.

Утверждение. Кедры около 300 лет копят в себе космическую энергию, после чего начинают “звенеть”, оказывая благотворное влияние на здоровье людей так, что их покидает печаль, заботы, а жизнь наполняется радостью.

Сравнение с христианством.

Анастасийцы. Бог – это межпланетный разум, интеллект, который наполовину находится в нематериальном мире в виде комплекса энергий, а другой половиной рассредоточен на Земле, в каждом человеке. Т.е. Бог – безличностная субстанция, рассеянная в мире. Иисус Христос – один из череды “Великих посвященных”.
Христианство. Бог един в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух – Творец вселенной. Иисус Христос – Сын Божий, воплотившийся Бог (Лк.1:28-35, Мф.3:16-17, 2Кор.13:13, 1Кор. 8:6, Мф.28:19, Ин. 3:16, Ин:1:18, Мк. 12:29, Иак. 2:19, Ин. 17:3, Иуд. 1:25, Ин. 14:26, 1Тим. 2:5).

Анастасийцы. У Пузакова неясная и смутная “ангелодемонология”. Анастасия упоминает о каких-то таинственных силах, подвластных только Богу (межпланетному разуму), называя их “ОНИ”. Эти “они” имеют некоторый план управления событиями, происходящими в мире, и с “ними” можно вступать в общение.
Христианство. Свою судьбу человек творит сам с Божией помощью, живым общением с Богом: молитвой, покаянием, сокрушением о грехах. Существуют светлые ангелы – вестники Божии и ангелы падшие – противники Бога и людей. Под видом неких таинственных сил человека обольщают именно падшие ангелы (Гал.1:8, 2Кор.11:14).

Анастасийцы. В мире существует “сущность разрушения” и “сущность созидающая”, т.е. предполагается относительность, и даже некая гармония добра и зла.
Христианство. Зло – это извращение добра. Принимая христианскую систему ценностей, борясь с грехом, человек стремится искоренить в себе зло.

Культ Анастасии можно условно определить, как книжно-интернетную секту. Основной контингент анастасийцев – это романтически настроенные интеллигенты. Они связываются по Интернету, собираются в определенных местах, где обсуждают откровения из книг Мегре, занимаются литературной и театральной самодеятельностью, совместно “паломничают” по “анастасиевским” местам. Большой популярностью пользуются дольмены – древние каменные сооружения. В городе Геленджике за весьма существенную сумму (порядка 200 долларов) можно романтически провести время в дольмене (для зачатия “особенного” ребенка). В городе Владимире учрежден Фонд “Анастасия”. Фонд занимается подготовкой стихов и прозы для Альманаха, выпуском видео и аудио кассет, сувениров, создан свой сервер (при поддержке компании “Русский Экспресс”). На сервере публикуются новости о происходящих переменах, о деятельности людей, поверивших в «национальную идею», высказанную в книгах Мегре. Предложены поправки в Конституцию (в ст. 36-А “Право на бесплатный участок земли”). Но постепенно “кружок по интересам” становится разветвленной организацией, претендующей на диктат обществу своего “нового мировоззрения”.

Организация отнесена к деструктивным:

Справочником “Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера”, Москва, 2000.
Итоговым документом конференции “Тоталитарные секты и демократическое государство”, Новосибирск, 2004.

Психологические аспекты.

Деструктивной организацией называется такая организация, которая применят обман при вовлечении и контроль сознания для своих членов, без их на то согласия.

Обман при вовлечении. Опережая возможные подозрения, анастасийцы заявляют: “Мы, читатели книг, не являемся ни новой сектой, ни поклонниками нового религиозного учения…”. Однако, практика вовлеченных во вроде бы вполне безобидную клубную деятельность читателей, говорит как раз о культе: фактическое обожествление литературной героини, рекомендуемые “духовные” упражнения и т.д.

Контроль поведения. Последователям предлагают изменить образ жизни законным путем: уйти от индустриального общества к аграрному. Жить так, как делает Анастасия: рожать детей от любимого, без регистрации брака под родовым кедром.

Контроль информации. По замыслу Мегре должно быть написано 9 книг об Анастасии. О себе героиня говорит: “Существую для тех, для кого существую”, подчеркивая тем самым свое необыкновенное (и недоказуемое) существование. Фондом “Анастасия” выпускается Альманах “Звенящие кедры России”. Книги, даже при самом поверхностном анализе, религиозно безграмотны, хотя нагромождение разнородных оккультных доктрин в них выдается за некое новое откровение.

Контроль мышления. В книгах прямая речь Анастасии напоминает “белый” стих. Такую речь используют знахари, желающие добиться внушаемости клиента. Мир разделяется на “мы” и “они”. “Мы” – избранные спасти Россию и спастись и “они” – гибнущие в отравленных городах и не принимающие новую «национальную идею».

Контроль эмоций. Формируются две основных эмоции. Эмоция осуждения, т.е. виновато правительство, окружающие люди, а Я, поддерживающий идеи Анастасии, являюсь спасителем Земли. А покинуть такую группу избранных страшно.

Владимирский фонд “Анастасия” – единственная организация, учрежденная непосредственно Владимиром Мегре. Основной задачей фонда является обработка корреспонденции, приходящей от читателей, подготовка материалов для литературно-художественного альманаха “Звенящие кедры России”. Автор одной из статей А. Найденов (Альманах №3, 2001,стр.18) утверждает, что “таежная красавица существует!”, что “нельзя отрицать появление нового мировоззрения, предрекающего не кончину человечества, а его расцвет”, что “многие приняли ее философию” и что “стала таять паства предсказателей ада” (интересно, кого имеет ввиду автор?). Увлекшись образом Анастасии, редактор оккультного журнала “Сердце” Ольга Вадимовна Стукова написала книгу “Путь Анастасии”. Мегре подал в суд иск о нарушении авторских прав — “незаконное использование образа героини”… Суд тянулся более года, тираж был арестован. В суде Мегре утверждал, что Анастасия – это вымышленный образ, а Стукова доказывала, что Анастасия объективно существует. Суд закончился извинениями Стуковой.

Высказана “национальная идея”: каждой семье в России необходимо дать в безвозмездное пожизненное пользование 1 га земли для проживания и обработки. На этом участке посадить кедр или кедры. Под семейным кедром и при благоприятном расположении звезд женщина должна зачать ребенка и под этим кедром его родить.

Отрицательные стороны.

Идея выделения желающим семьям 1 га земли “для создания родового имения” утопична во всех отношениях. Во-первых, она предусматривает вырубку леса на территории Сибири и Дальнего Востока. Во-вторых, предусматривается запрет на организацию “на территории родовых поселений промышленных и иных производств, вредных для естественной природной среды и человека” (ст.2 проекта закона). Это не забота о своей семье, а уход от реальных проблем жизни, т.е. “мы будем жить в экологически чистой зоне, а вы – в индустриальной, вы будете производить хлеб, ткани, металл, а мы будем это использовать, мы будем сажать морковку и кедры, а вы задыхаться от промышленных выбросов”. Говоря словами Альманаха: “если идея плохая, то не найдет она поддержки в Душах наших, не найдет…”. За пошедшие годы страсти вокруг идеи “Закона о родовом имении и родовых поселениях” немного поутихли. Воодушевлен лишь В. Мегре, который все пишет и пишет книги о невидимой никем сибирячке.

Духовная опасность для читателей книг Пузакова-Мегре заключается не только в самообольщении от принадлежности к “спасителям России”, но и в весьма легких способах общения с духами, чему посвящены целые главы. По существу, это пропаганда спиритизма (общения с миром падших духов). Общение с духами происходит через контактеров. Но дух может и сам заявить о себе через мысли и ощущения человека или через “внутренний голос”. Мегре предлагает различать по внешним признакам (слезы, сотрясение тела) действует ли “внутренний голос” во благо или нет. Убедить самого себя, что вступил в контакт с духом, для адепта с оккультным мировоззрением не составит особенного труда. Таким образом, самовнушение и экзальтация становятся критериями истины.

Не обошел стороной создатель Анастасии и рериховское учение о Шамбале. Главная идея “воссоздания Шамбалы” по Мегре – это выращивание в городах так называемых “звенящих кедров”. Выращенные с особыми заклинаниями ростки кедров, по мнению автора, позволят выстроить новые взаимоотношения братства и заботы между людьми и природой.

Программы по сохранению и восстановлению природы, отказу от вредных производств, призывы к заселению земли счастливыми людьми, прикрывают оккультно-языческое мировоззрение автора. “Духовные практики”, которыми Пузаков-Мегре наполняет свои книги (призывы общаться с “Духом Анастасии”, учения о Шамбале, контактерстве, летающих тарелках, использование “магических” сочетаний букв и слов) позволяют квалифицировать культ Анастасии, как отечественное проявление движения “Нью эйдж” (“Новой эры”), которое носит откровенно антихристианский и оккультных характер.

Архиепископ Львовский Августин издал 3 июля 2003 года Указ, в котором говориться, что “православный христианин, который поддерживает культ “Анастасии”, распространяет литературу, связанную с ним, пропагандирует это учение, подлежит отлучению от Святого Причастия, а в случае дальнейшего нераскаяния – полному отлучению от Святой Церкви”.

Господь наш Иисус Христос всегда радуется возвращению заблудших и когда-то отвернувшихся от Него людей. Именно к этому призывает Церковь заблудившихся в книжной тайге “познавателей нового мировоззрения”.

 


Литература.

Мегре В. Анастасия, М.,2004.
Мегре В. Пространство любви, М., 2004.

Мегре В. Сотворение, М., 2002.
Мегре В. Энергия жизни, М.,2003.

Альманах “Звенящие кедры России”, М., вып.3, 2001.
Альманах “Звенящие кедры России”, М., вып.1 (5) 2004.

Стукова О.В. Путь света и другие пути: распознавание по делам, СПб, 2001.
Прозрение № 1(6)/ 2001, М., журнал.

Вестник Центра апологетических исследований №9/2000.
Мельников В. Вечерний Новосибирск, газета за 19.02.04.

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ