Перейти к содержанию
Участвовать в Миссии
Пожертвовать на Миссию
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП

YouTube VK Telegram Email
  • Новости
  • Об отделеРазвернуть
    • Цели и задачи
    • Новости отдела
    • Ближайшие события
    • Регулирующие документы
    • Сотрудники
    • Контакты
    • Помощь Миссии
    • Как стать миссионером
    • Летопись отдела
  • Наши проектыРазвернуть
    • Клуб «Миссия мирян»
    • Интерактивная библейская группа
    • Информационное обеспечение богослужения
    • Группа поддержки православных христиан
    • Философский дискуссионный клуб
    • Видеоблог
    • Каталог рекомендованного миссионерского контента
    • Индивидуальное психологическое консультирование
    • Международные проекты
  • Благочиния и приходыРазвернуть
    • Миссионерский актив приходов
    • Содействие приходам и благочиниям
    • Новости и анонсы
    • Семинары и тренинги
    • Общеепархиальные проекты
  • ОбразованиеРазвернуть
    • Модульная система обучения
    • Формирование миссионерского актива на приходе
    • Организация приходского консультирования
    • Обучение ведению интерактивной библейской группы
    • Обучение ведению группе поддержки
    • Приходская интернет-миссия
    • Игровой тренинг «Антисофист»
    • Женская школа “Благовещение”
  • Антисектанская деятельностьРазвернуть
    • Консультирование пострадавших от деструктивных сообществ
    • Специализированные курсы
    • Полемика с исламом
    • Взаимодействие с представителями других мировоззрений
    • Взаимодействие со школами, СУЗами и ВУЗами
  • РазноеРазвернуть
    • Концепция проекта Клуб «Миссия мирян»
    • Библиотека
    • Документы
    • Материалы
    • Курсы миссионеров
    • Миссионерский отдел
    • Миссия
    • Василеостровский округ
    • Выборгский округ
    • Колпинский округ
    • Калининский округ
    • Кировский округ
    • Красногвардейский округ
    • Монастырский округ
    • Курортный округ
    • Кронштадтский округ
    • Красносельский округ
    • Невский округ
    • Петроградский округ
    • Центральный округ
    • Московский округ
    • Приморский округ
    • Фрунзенский округ
    • Пушкинский округ
    • Logos ClubРазвернуть
      • Анкета Logos Club
    • Новости Православной Миссии в Санкт-Петербурге
    • Ораторское искусство
    • Петродворцовый округ
    • Пожертвовать
    • Помощь психолога
    • Православный клуб
    • События
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Фотогалерея
    • Навстречу духовным исканиям современных женщин
    • Адмиралтейский округ
    • анкета
    • Анкета православной миссии
    • Анкета участвовать в клубе “Миссия Мирян”!
  • 12
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП
Facebook Twitter Instagram
Главная /
Без рубрики

Ловушка неоязычества. Опасные заблуждения современной молодёжи

Опубликовано в22.08.202122.10.2021

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления может вам показаться несколько странной для направления Рождественских чтений, хотя, быть может, некоторые из вас слышали что-то о неоязычниках и могут догадаться, что они как раз и отвергают тот цивилизационный и духовный выбор, который был сде­лан нашим народом во времена князя Владимира. Действительно, это так — и, к сожалению, их идеи находят отклик среди разных слоёв современного обще­ства, особенно молодёжи. Но прежде чем обсудить эту опасность, надо разо­браться с самим феноменом неоязычества.

Двадцатый век — эпоха тяжёлых потрясений во многих сферах жизни. Ломка устоев, быстрая смена идеологий, социальная неустроенность, разочаро­ванность в традиционных религиях, ощущение духовной пустоты — всё это и многое другое послужило причиной возникновения многих новых религиозных движений (НРД) и сект. Наряду с псевдобиблейскими и псевдохристианскими НРД (вроде «Свидетелей Иеговы»), а также НРД, возникшими на базе восточ­ных мистических учений и прак­тик, подчас изменённых до неузнаваемости (например, движение кришнаитов), всё большее распространение по­лучают неоязыческие НРД.

О чём говорит сам термин «неоязычество»? Что такое языче­ство — нам известно. Так называется совокупность дохристианских народных верований, обрядовых и магиче­ских практик. Приставка «нео-» означает «новое». Таким образом, речь идёт о новом язычестве. Важно отметить это различие между нео­язычеством и традиционными этническими культами (т. е. собственно языче­ством). Последние имеют в той или иной степени сохранив­шуюся традицию и распространены, как правило, среди народов, отчасти сохранивших архаиче­ский образ жизни. В России это волжские, северные, си­бирские и дальневосточ­ные народы: марийцы, якуты и другие.

Неоязычество же всегда подразумевает разрыв традиции. Действительно, можно констатировать факт: славянское язычество умерло. Да, в нашем народе веками сохранялись некоторые архаичные обряды, пред­ставления о мире, кото­рые можно связать с дохристианскими верованиями. Конечно, встречалось «двое­верие», существовало т. н. «народное христи­анс­т­во», вобравшее в себя неко­торые пережитки язычества. Всё это объясняется известной фразой Лес­кова: «Русь была крещена, но не просвещена». Но можно отметить и то, что многое зависит от интерпретации: некоторые праздники и обряды получили христианское переосмысление, были как бы «воцерковлены». Например, масле­ница — языческий обычай провода зимы, стала частью сы­ропустной седмицы перед Великим Постом, временем примирения с ближ­ними и прощения обид. (Именно на этом следует акцентировать внимание  в наше вре­мя, а вовсе не на обряде сжигания чучела, действительно имеющим язы­ческое происхождение и нередко травмирующим психику ребёнка). Так или ина­че, практически с момен­та Крещения Руси мировоззрение нашего народа стало преимущественно христи­анским. Какой-то чётко оформленной языче­ской традиции не сохранилось.

Справедливо­сти ради следует отметить, что часть неоязычников признаёт это и говорит о «ре­конструкции» древних верований, которая, впрочем, редко имеет серьёзное научное обоснование. Некоторые идут и дальше, открыто заявляя о синкретич­ности своих учений. Однако многие утверждают преемство традиции,  якобы сохранившееся тайными волхвами. Поэтому они не приемлют приставку «нео-», а либо говорят о себе как о язычниках, либо дают другие названия, наи­более распространённое из которых в России — родноверы.  Соот­ветственно, сама их религия (если возможно говорить о неоязычестве как о религии) полу­чило название «родноверие». Наряду с родноверами, в России имеются и дру­гие неоязычники — но я говорю именно о родноверии как наи­более яр­ком и опасном направлении неоязычества.

Ещё в 1934 г. на территории Галичины было основано движение «Родная вера». Позже возникла организация под названием «РУНВира», основатель ко­торой Лев Силенко имел связи с абвером, а позже провозгласил себя «про­роком», украинцев же называл «ориями» (ариями), приписывая им заслугу соз­дания основ мировой цивилиза­ции. И ныне «рiдновiри» из разных организаций весьма активны на территории Украины… Показателен следующий недавний случай: в Черкасской области летом 2014 г. была официально зарегистрирована как славянские неоязычники религиозная община «Божичи», после чего вы­яснилось, что это общество себя позиционирует как сатанисты.

Истоки же российского родноверия относятся к 1970-м гг., причём интерес­но, что его идеи продвигались не только самиздатом, но и издательством  «Мо­лодая гвардия», которое начало издавать альманахи «Тайны веков» и «Дорога­ми тысячелетий». Это находило поддержку со стороны ЦК ВЛКСМ, в котором счи­тали возможным увлечь таким образом молодёжь. Немалую роль сыграла т. н. «Велесова книга», появившаяся в среде русских эмигрантов как якобы перво­ис­точник, сообщающий о славянской истории и верованиях са­мых древних вре­мён. У последующих неоязычников она получила статус чуть ли не «свя­щен­ного писания» и до сих пор сохраняет своё значение (хотя и не все совре­менные неоязычники опираются на неё). Существует научное опровер­же­ние этой книги, но оно гораздо менее известно — так же как псевдонаучные опусы лжеисторика Фоменко популярны гораздо больше, чем труды серьёзных исто­риков.

Т.о., можно утверждать, что по крайней мере у истоков неоязычества есть в т.ч. и политические причины.

В 1980-1990 гг. возникло до­вольно большое число неоязыческих общин, ко­торые росли, объединялись друг с другом и распадались. Процесс развития нео­языческих организаций продолжается по сей день. Родноверие не имеет еди­но­го лидера, общей структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Родноверческие общины и объ­единения могут быть как авторитар­ными, так и весь­ма аморфными. Многое за­висит от лидера(-ов), их взгля­дов и политики в отношении рядовых членов. В ряде случаев родноверче­ские группы имеют признаки тоталитарных сект.

Среди внешних факторов возникновения и развития родноверия исследо­ватель А. Гайдуков выде­ляет следующие:

  1. Социально-культурный фактор: распад единой официальной идеоло­гии, навязываемой в СССР на протяжении десятиле­тий. В 1980-е годы и даже ранее уже многие представители творческой интеллигенции понима­ли её абсурдность и искали альтернативу — пусто­та в душе должна быть чем-то заполнена. В перестроечные времена люди обратились к духовно­му наследию предков. Большая часть населения на­шла себя в Правосла­вии, но некоторые увлеклись поиском новых путей «духовного раз­вития». Тогда-то и сложился интерес к дохристианской культуре, подогреваемый в т. ч. трудами «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» академика Б. А. Рыбако­ва, а также последовавшими за ними научно-популярными изданиями, беллетристикой, фольклорными ансамблями и т.д. К сожалению, эта же тенденция продолжает сохранять­ся и сейчас.
  2. Социально-экономические и социально-структурные условия: соци­альные потрясения и экономическая неустроенность также сыграли свою роль. Стремление к «золотому веку», светлому прошлому — будь то 1913 г. или же идеализированный дохри­стианский языческий период — харак­терны для эпохи перемен. При этом решение вопроса «кто виноват?» при­водит к национализму, антисемитиз­му и ксенофобии, весь­ма свойствен­ным неоязычеству.
  3. Социально-политический факторсвязан с экономическим. Среди неоязычников заметно, особенно в по­следнее время, стремление оказать влияние на власть и общество в целом, добиться политического призна­ния.

Эти факторы и сейчас могут привести людей к неоязычеству. В «группе риска» оказывается и молодёжь, в т. ч. старшего школьного возраста, со свойст­венным ей юношеским максимализмом, отвержением авторитетов, желанием создать контркультуру, и, наконец — не всегда осознанным стремлением опре­де­л­ить смысл своей жизни. Родноверие создаёт иллюзию ответов на все вопросы. Суррогат духовности (обряды, ритуалы, нередко носящие оккультный характер), шаблонная идеология (дескать, «была светлая родная вера предков, а потом наступили тёмные века чужеродного христианства»), призыв к действию (от «слияния с природой» до «мочить христиан») — всё это захватывает, соответственно, чувства, ум и волю молодых людей.

При вовлечении в нео­языческие структуры нередко используются психологические приёмы, свойственные деструктивным сектам. Так, для привлечения людей родноверческие группы предлагают принять участие в празднике, окунуться в «народные традиции», излечиться от болезней методами «традиционной медицины». На самом же деле происходит участие в нео­язы­ческих обрядах, включая жертвоприношения — т. е. налицо явный обман. Неко­то­рые неоязычники совершают подмену понятий и называют себя «право­слав­ными» («славящими правь»), «староверами». Среди членов орга­низа­ций в той или иной мере имеет место контроль поведения, информации, мышления и эмоций. Формируется неоязыческая (а по сути – оккультная) сис­тема ценнос­тей, идёт постоянное навязывание идей, пропагандируемых груп­пой. Мир раз­е­ляется на «своих» и «чужих». Идёт культивирование идей расизма, национа­лизма, шовинизма. В ряде случаев — политическая анти­прави­тельст­венная про­па­ганда. Могут быть вмешательства в личную жизнь адепта. Практи­ку­ются риту­альные действия, направленные на поддержание контактов с «бога­ми».

Наряду с организованными формами родноверия большой вред приносит распространение его идей через литературу, интернет, масс-медиа, центры руко­пашного боя и т. д.

Например, среди юношей определённой популярностью пользуется так называемая «славяно-горицкая борьба», разработанная А. К. Беловым и неот­делимая в своей основе от нео­язычества. Известный боксёр А. Поветкин демон­с­т­ра­тивно позиционирует себя как «язычника», подавая пример своим болель­щикам.

Неоязычество имеет свою музыкальную культуру, причём разных стилей: фолк, рок, металл и др.

Абсолютное большинство молодёжи использует для общения интернет, в т. ч. социальные сети: «В контакте», «Фэйсбук» и др. Ярким примером нео­языческой пропаганды может служить серия фильмов «Игры богов», ши­роко распро­страняемая именно в сети интернет. Она содержит ряд опасных мифов, в т. ч. антихристианских, а происходит из т. н. «Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглин­гов» под руководством А. Хиневича, осуждённого в 2008 г. за экстремизм.

К сожалению, ряд неоязыческих мифов совершенно серьёзно воспринял известный сатирик Михаил Задорнов, который и популяризирует их с 2006 г., увлекая своим личным обаянием.

Страшное действие произвела книга «Удар русских богов», вышедшая под псевдонимом В. А. Истархова и выдержавшая несколько переизданий. Она трак­тует иудаизм, христианство, масонство и комму­низм как «еврейские рели­гии, со­зданные как информационное оружие для за­хвата и установления миро­во­го господства высшей еврейской олигархией и их са­танинскими хозяевами» и при­зывает разбудить «дремлющие силы» в русском народе на основе якобы ве­дических верований. Многие неоязычники-родноверы фор­мировали своё миро­воззрение на основе этой книги. Выяс­нилось, что А. Копцев, напавший зимой 2006 г. на прихожан московской сина­гоги, имел «Удар русских богов» в качестве настольной книги. Сейчас она включена в федеральный список экс­тре­мистских материалов, как и некоторые другие образчики неоязыческой лите­ратуры.

Ещё пара примеров. В 2004–2005 годах в Санкт-Петербурге действовала безы­мянная группа на­цистов (условно называемая БТО – боевая терро­ристи­че­ская организация), созданная Алексеем Воеводиным и Дмитрием Борови­ковым. Ранее, будучи скинхедами, они посещали языческие обряды, принимали «родноверческие» имена и издавали журнал «Гнев Перуна». Отличительная черта БТО – нена­висть к Православию. Как сообщали СМИ, Боровиков и его команда всерьез об­думывали теракты в церквах, поскольку считали, что взрыв­чатку легко проне­сти в храм и спрятать куда-нибудь за икону.

В 2010 г. получили различные сроки заключения трое скинхедов, совер­шившие ряд убийств и организовавшие несколько терактов в 2008-2009 гг., в т. ч. взрыв в храме Святителя Николая в Бирюлёво (Москва) и попытку взрыва в ресторане «Макдоналдс». Как выяснилось, в основе их преступлений лежала националистическая и неоязыческая идеология.

Одна из самых активных (по данным Генеральной прокуратуры) экс­тре­мистских организаций в России — «Северное братство» — также руководст­вовалась в своей антигосударственной деятельности неоязыческим учением, со­е­динённым с идеями национализма и сепаратизма (лозунг: «Русь против Рос­сии»). Её участники взаимодействовали через интернет.

Что может быть признаком принадлежности человека к неоязычникам или увлечения их учением? Это могут быть внешние символы: «звезда Сварога», «коловрат» и разного рода свастики, различные обереги и миниатюрные идолы; слушание соответствующей музыки, чтение литературы, насыщенной неоязы­чес­кой символикой и сюжетами (в т. ч. и художест­венной, фэнтэзийной). Но глав­ное, конечно, сами идеи, носителем которых становится человек. Если в сво­ей речи он использует хотя бы некоторые из основных положений (по су­ти — мифов) нео­языческой доктрины, цитирует характерные лозунги, в т. ч. имеющие националистическую окраску — есть все основания полагать, что он заражён идеями неоязычества. Правда, не всегда этот факт можно своевременно выявить и должным образом отреагировать.

К сожалению, действия властей в отношении неоязычества (как и в случае с другими НРД и сектами) далеко не всегда носят упреждающий характер. Чинов­ники неред­ко предпочитают их «не замечать», пока не случится какая-нибудь трагедия. В то же время молодёжь, обрабатываемая идеологами родно­верия, легко впитыва­ет их учение.

Для того, чтобы противостоять этому вовлечению, надо, конечно, не только опровергать ложные мифы нео­язычников — необходимо показывать подрост­кам красоту и истинность православного христианства.

Вероучительные положения неоязычников-родноверов весьма разнооб­разны. Не все из них считают себя политеистами, т. е. почитателями различных богов — есть и пантеисты, и монотеи­сты, полагающие почитаемых ими богов проявлениями Единого Бога. Мно­жественность религиозных концепций офор­милась в характерном утвер­ждении: «Сколько родноверов, столько и родно­верий». Обря­ды, кален­дарь праздников, символика в разных группах могут иметь очень большие отличия. Для неоязычества характерен крайний субъек­тивизм (каждому родно­веру бог является напрямую; человека кто-то или что-то «ведёт», его волей кто-то руководит). Нет объективных критериев нравст­вен­ности. Нет и ясных взглядов на смысл жизни и посмертную участь человека.

Для сравнения — в христианстве есть чёткое богословское учение, взаимо­связанное с нравственными представлениями и со всем строем жизни. Все христи­ане веруют, что Бог Един в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух; Он — Творец все­лен­ной. Иисус Христос – Сын Божий, воплотившийся Бог, спасший человечество Своей крестной смертью, и Своим Воскресением даровавший верующим в Него победу над смертью и дьяволом. Мы вступаем в завет (союз) с Богом через Крещение, спа­саемся от греха, дьявола, смерти; обретаем вечную жизнь с Богом в Его Царствии. Цель жизни человека – добровольное соединение с Богом в любви.

 

Следует также отметить, что родноверы имеют ряд исторических мифов, которые находят отклик у патриотически и националистически настроенной молодёжи. Одни из мифов носят положи­тельный характер — о древних сла­вянах, их истории, быте, верованиях, обрядах. Другие — отрицательный: о христианах, о евреях и т.д. К официальной истории, хронологии, датировкам от­ношение у родноверов скептическое. Из летописей и археологических ис­следований принимают толь­ко то, что соответствует их взглядам на исто­рию.

Среди отрицательных мифов родноверов можно чётко выделить большую группу антихристианских. Это мифы, очерняющие христианство вообще и Русскую Православную Церковь со всем её историческим существо­ванием — в частности.

Один из основных родноверческих тезисов: «Христианство — это жи­дов­ская вера». В «лучшем» случае оно объявляется чисто национальной иудей­ской религией, в худшем — тайным проектом, направленным на порабо­щение всего мира. Конечно, в связи с этим провозглашается лозунг: «Христи­анст­во — религия рабов». В подтверждение этого ими вспоминается произ­вольно толкуемое выражение «раб Божий», а также представление о том, что христи­анс­тво распространялось в первую очередь среди рабов — что с точки зрения истории является явным сужением полноты картины.

Разумеется, родноверы никак не могут обойтись без мифа о том, что князь Владимир вводил христианство на Руси с помощью масштабного насилия — «крестил Русь кровью». Конечно, здесь необходим ответ историков-специали­стов с привлечением всего научного аппарата и всех имеющихся результатов ис­следований. Такой ответ сможет убедить сомневающихся и опровергнуть этот миф. Однако можно привести даже чисто логический довод:  если бы действи­тель­но имели место масштабные гонения на язычников, носившие организован­ный характер, то если не летописи, то хотя бы «народная память» сохранила бы сведения об этом и о тех, кто пострадал от рук гонителей, — а этого не наблю­дается.

Интересно отметить причины возникновения этой мифологии. Термин «миф» имеет достаточно большую смысловую нагрузку и может употребляться в разных значениях. С одной стороны, мифами являются устойчивые стерео­типы массового сознания, вызванные высоким уровнем до­верчивости при недо­статочной информированности. Это применимо прежде всего к самим нео­язычникам-родноверам: можно предполагать, что среди них как раз высок про­цент людей недостаточно информированных, но достаточно доверчивых (мож­но добавить — и весьма увлекающихся).

С другой стороны, мифы выступают как про­пагандистское клише, форми­рующее общественное сознание. Это относится к их использованию в качестве пропаганды неоязыческого учения среди лиц, ещё не являющихся членами нео­языческих организаций, особенно — из числа молодёжи.

Так, на примере неоязыческого мифа о князе Владимире нижегородский исследователь Роман Шиженский по­казывает, как однажды возникшая и сфор­мулированная кем-то идея подхватыва­ется, распространяется, обрастает новы­ми выдуманными деталями и использу­ется в целях пропаганды. Подробно об этом сказано в его статье «Нео­языческий миф о Владимире I», опубликованной в сети интернет.

Для опровержения большинства исторических мифов неоязычников можно и нужно повышать уровень грамотности молодёжи в области истории и культуры. Необходимо создание сборника статей, направленного на разоблаче­ние неоязыческой идеологии — и надо сказать, что подобные труды уже появ­ляются. На­ряду с этим хорошо было бы издать что-то вроде диалога в художе­ственной форме между родновером и православным христианином — конечно, его дол­жен написать талантливый автор. Думается, это принесло бы весьма большую пользу.

Итак, мы видим, что неоязычество наносит серьёзный вред, особен­но мо­лодым людям, доверчиво воспринимающим идеи маститых «волхвов». Идеоло­гия неоязычества не только прекрасно уживается с радикальным национализ­мом — они способствуют развитию друг друга. И это ещё раз показывает, на­сколько опасно неоязычество не только для души отдельного человека (хотя и это весьма не мало), но и для всего современного российского обще­ства и госу­дарства. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с тер­роризмом и «другими губительными явлениями современности». А совсем не­давно, на открытии XVIII Всемирного русского народного собора в Москве Святейший Патриарх Кирилл также отметил неоязычество как угрозу на пути сохранения национальной памяти, назвав его «очень опасным заблуждением». По его словам, «это крайне низкая оценка ре­лигиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, а также исторического пути, пройденного православной Русью». И это так: неоязычник отказывается от всей тысячелетней русской культуры — конечно, христианской в своей основе; он попирает память национальных героев, деятелей искусства — большинство из которых было православными христианами; он лишает себя традиционных нравственных и духовных ориентиров. А с точки зрения христианства, он обрекает себя на вечную погибель, сознательно отказываясь от жизни с Богом.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод хоть и не оригиналь­ный, но от этого не менее важный. Наряду со всеми мерами, направленными на пре­сечение распространения неоязыческой идеологии, самым действенным бу­дет бо­лее важное — правильное воспитание. Прививая с детства любовь к ро­дине, со­общая знание отечественной истории, уважение к иным народам, а глав­ное — воспитывая человека как православного христианина, мы можем быть увере­ны, что вероятность вступления его на скользкий путь неоязычества многократ­но снизится

Навигация по записям

Назад Назад
Ко дню Крещения Руси — беседа с родновером
ДалееПродолжить
Беседа с родновером — мифы о Крещении Руси

191167, Санкт-Петербург, ст.м. Площадь Александра Невского, наб. реки Монастырки, д.1.
+7 (911) 019-40-20

Прокрутить вверх
  • Новости
  • Об отделе
    • Цели и задачи
    • Новости отдела
    • Ближайшие события
    • Регулирующие документы
    • Сотрудники
    • Контакты
    • Помощь Миссии
    • Как стать миссионером
    • Летопись отдела
  • Наши проекты
    • Клуб «Миссия мирян»
    • Интерактивная библейская группа
    • Информационное обеспечение богослужения
    • Группа поддержки православных христиан
    • Философский дискуссионный клуб
    • Видеоблог
    • Каталог рекомендованного миссионерского контента
    • Индивидуальное психологическое консультирование
    • Международные проекты
  • Благочиния и приходы
    • Миссионерский актив приходов
    • Содействие приходам и благочиниям
    • Новости и анонсы
    • Семинары и тренинги
    • Общеепархиальные проекты
  • Образование
    • Модульная система обучения
    • Формирование миссионерского актива на приходе
    • Организация приходского консультирования
    • Обучение ведению интерактивной библейской группы
    • Обучение ведению группе поддержки
    • Приходская интернет-миссия
    • Игровой тренинг «Антисофист»
    • Женская школа “Благовещение”
  • Антисектанская деятельность
    • Консультирование пострадавших от деструктивных сообществ
    • Специализированные курсы
    • Полемика с исламом
    • Взаимодействие с представителями других мировоззрений
    • Взаимодействие со школами, СУЗами и ВУЗами
  • Разное
    • Концепция проекта Клуб «Миссия мирян»
    • Библиотека
    • Документы
    • Материалы
    • Курсы миссионеров
    • Миссионерский отдел
    • Миссия
    • Василеостровский округ
    • Выборгский округ
    • Колпинский округ
    • Калининский округ
    • Кировский округ
    • Красногвардейский округ
    • Монастырский округ
    • Курортный округ
    • Кронштадтский округ
    • Красносельский округ
    • Невский округ
    • Петроградский округ
    • Центральный округ
    • Московский округ
    • Приморский округ
    • Фрунзенский округ
    • Пушкинский округ
    • Logos Club
      • Анкета Logos Club
    • Новости Православной Миссии в Санкт-Петербурге
    • Ораторское искусство
    • Петродворцовый округ
    • Пожертвовать
    • Помощь психолога
    • Православный клуб
    • События
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Фотогалерея
    • Навстречу духовным исканиям современных женщин
    • Адмиралтейский округ
    • анкета
    • Анкета православной миссии
    • Анкета участвовать в клубе “Миссия Мирян”!
  • 12
Поиск
Яндекс.Метрика