Миссиология о понятии “время”

 

Миссиология о понятии “время”

Иерей Андрей Хвыля-Олинтер,

кандидат юридических наук,

проректор по науке Белгородской духовной семинарии,

доцент Белгородского государственного университета

 

“Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (2Петр.3.9-10).

В ходе миссионерских бесед нередко возникает проблема толкования такого понятия как “время”. Приходится обращаться и к данным науки. Между тем гуманитарное и естественнонаучное светское сознание затрудняется и, скорей всего, еще очень долго не сможет разобраться в том, что такое “время”. Гипотез на эту тему множество. Ученые пытаются “штурмовать” бастионы времени. Созданы Международное общество по изучению времени, а также Общество хронобиологии. Над этой темой постоянно работают различные междисциплинарные семинары и конференции. Мелькают, как в калейдоскопе, многозначительные, модные и соблазнительные слова: синергетика, пространственно-временная пена, стрела времени, событийность, темпоральность, метафизика присутствия, синтез времени… и т.п. Те люди, которые пленены эзотеризмом и суеверием, тут же пытаются абсолютизировать эти понятия и использовать их в оккультно-мистических целях. В азарте обнаруженные относительные знания они хотят выдать за абсолютную истину. Так, в частности, возникают секты. Но тайна ускользает от самоуверенного разума. Православным же дано благовестие о всем, в том числе и о времени: “тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы” (Кол.1.26-27). Поэтому мы сильны своим свидетельством и призваны “открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом” (Еф.3-9). Православие и наука – вот два неистощимых источника правдивых сведений об одном из коренных элементов бытия – времени.

Действительно, загадка прошлого, настоящего и будущего – одна из самых интригующих и важных. Она связана с тайнами мгновения и вечности, смерти и бессмертия. В отношении самого существования времени в философии издавна сложились два подхода. Согласно первому, время имеет объективное, абсолютное и универсальное бытие, самостоятельное от находящихся в нем вещей и явлений. Согласно второму, феномен времени возникает в результате взаимодействия и взаимозависимости внутренних свойств вещей и явлений, и поэтому оно не наличествует само по себе. Современная физика рассматривает время как одну из координат многомерного и единого пространственно-временного континуума. Во многие уравнения, описывающие физические законы, время входит как объективно существующий феномен. А это свидетельствует о реальности и относительной самостоятельности времени в нашем мире.

Время проявляет парадоксальные физические, философские, математические и логические свойства. Время как бы сочетает в себе бытие и небытие. Как и пространство, оно проявляет свойства дискретного и непрерывного, тем самым, обеспечивая изменчивость и единство мира. Момент времени можно определить или как непротяженную точку в непрерывном его течении, или как дискретную квантовую планковскую (названную так по имени физика Планка) единицу времени, равную примерно 5,3*10–44 секунд. Это непостижимо малый, но, тем не менее, конечный интервал. Любой момент времени для фиксирующего его наблюдателя есть то, чего уже нет, а также то, что еще не наступило. Если текущее время складывается из моментов “сейчас”, то оно как бы не существует. С другой стороны, будущее может наступить, только если для настоящего уже заранее (как и для любого физического процесса) имеется возможность преобразования его в будущее. Подобных парадоксов в свойствах времени обнаруживается немало. Сложность заключается в том, что для того, чтобы рационально постигнуть время, надо, как минимум, выйти из него, посмотреть на него и связанное с ним пространство из более высокой сущности, неведомой ныне светской науке. Бытие во времени (как и в пространстве) есть одно из следствий принципиальной ограниченности, несамобытности, несамодостаточности любого тварного. Не случайно блаженный Августин писал: “Когда меня не спрашивают, что такое время, я знаю, что оно; а когда я хочу его объяснить, я уже не знаю его более”. Здесь необходимо привести еще одно важное соображение. Во всех фундаментальных природных закономерностях огромную роль играют симметрия и суперсимметрия. Однако время течет только от прошлого в будущее (стрела времени), проявляя здесь очевидную асимметрию. Это означает, что существуют неведомые нам процессы, восстанавливающие симметрию и в отношении времени.

Известно время внешнее и внутреннее. Внешнее время человеку навязывается астрофизическими и социальными причинами (среди последних особенно преуспело в этом телевидение, задавая зрителю ритм, содержание и иные характеристики передач). Внешнему времени современная светская цивилизация пытается приписать статус объективности. Так называемое социальное время рациональный разум и светское государство пытаются сделать самодостаточным, отчужденным от внутреннего бытия каждого конкретного человека, а зачастую и разрушительным для него. Внутреннее время определяется, прежде всего, духовными основами личности, а также ее телесными биологическими особенностями. Это время иногда называют субъективным, если заостряют внимание на процессах его осознания людьми. Молитвенники ведают, что внутреннее духовное время течет по особым законам, существенно отличающимся от времени внешнего. Внутреннее духовное время может обладать полнотой главнейших признаков: как субъективности, так и объективности; как имманентности, так и трансцендентности. Например, иногда во внешнем миге нашего бытия умещается целый век внутренних духовных событий. Такие чудеса становятся доступными человеку лишь через любовь к Богу и ближнему.

Бог из любви к людям никогда не останавливает и не прерывает времени. Время можно определить как непрерывно доверяемую нам возможность выбора, путь реализации нашей свободы воли. В науке и технике имеется емкое понятие – ресурс времени. У каждого человека ресурс земного времени краток, а ответственность за его использование высока. Время – это один из таких даров нам от Бога, за которые пред Ним придется давать отчет. Время – великая ценность. Иннокентий, архиепископ Херсонский, писал: “Посредством времени можно приобрести все – самое небо и блаженную вечность, а времени невозможно приобрести ни за что”. Однако для людей истинную ценность получает лишь время, в которое они приближаются к Богу. Бесконечно значимо то время, когда человек обретает Бога и получает благодать. Поэтому оно именуется благодатным – настоящий триумф жизни. В противоположность ему время потери Бога есть победа смерти.

Ошибку во времени весьма трудно, а иногда невозможно исправить. По этой причине духовно и нравственно искалеченные люди жаждут, как бы опередить, подчинить и победить время, подсмотреть и подправить свою судьбу с помощью слепой силы, извращенной власти, неправедного богатства, интриг, лжи, магии, колдовства и неприкрытого зла, ублажить собственные (или чужие) низменные желания. Страстные – пытаются в краткий миг земного бытия ухватить побольше удовольствий. О таких Господь сказал: “…упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода” (Лук.8.14). Суетные и суеверные – ищут прогнозы, знамения, предсказания, гадания, гороскопы. “Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” (Мф.12.39). И эти болезни людей лежат в истоках сектантства. Так теряются не только время, но и любовь, а значит, и смысл человеческой жизни. В противоположность подобным калекам духовно целомудренные люди смиренно обращаются за помощью к Богу. И получают ее.

Еще одной причиной спекуляций вокруг понятия “время” является неприкрытое или замаскированное богоборчество. Так называемая “теория эволюции” выдумана для того, чтобы сконструировать доводы, якобы отвергающие божественное творение мира и позволяющие “доказать” расистские и иные подобные теории. Достаточно вспомнить о теории Фрейда, которой он пытался Бога “подменить” сексом (в этом признавался сам Фрейд), или о дарвиновской “теории происхождения видов”, заказанной правящей элитой тогдашней Великобритании для якобы научного оправдания колониализма. Марксистскому коммунизму также необходима “теория эволюции”.

О высочайшем духовном значении времени для любого человека и всего мира, о величии православного мировоззрения и в этом вопросе говорят, например, следующие стихи Нового Завета: “Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин.4.23). “…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом” (Еф.1.9-11). “Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” (Гал.4.3-6). “…В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен” (Тит.1.2). “И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия” (Откр.10.5-7). Здесь написано, что устроится полнота времен, после которой времени уже не будет, и тогда совершится тайна Божия. Наступит вечная жизнь.

Ведая о людских немощах и сострадая им, Бог промыслительно скрыл от излишне любопытствующих точные знания о последних временах. Но, с другой стороны, Он частично, в нашу меру, приоткрыл людям грядущее, а также обещал в будущем объяснить все прошлое. “К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы” (1Петр.1.10-12). Для нашего вразумления Бог явил через естественное откровение внятные факты, подтверждающие библейское описание творения мира. Однако горделивое безверие создает ложное мнение о доступности тайн конца мира, о сущности настоящего, и искажает правду о днях творения. Поэтому миссионеры должны твердо знать ответы на три этих важнейших вопроса – о будущем, прошлом и настоящем.

Вначале рассмотрим проблему будущего. Значительное количество деструктивных вероучений нагнетают апокалипсические настроения, утверждая о близком конце света, стимулируя массовые духовные экзальтации и психозы. Иногда, к сожалению, и в православной среде попадаются схожие панические настроения. Встречаются псевдо-христианские культы, утверждающие, будто Иисус Христос уже пришел, Второе Пришествие якобы уже состоялось. Между тем в Новом Завете однозначно указано на внезапность прихода Господа Иисуса Христа, на связанные с этим событием грандиозные разрушительные глобальные явления и всеобщие преображения. Таким образом, любые рассуждения о конкретном близком наступающем или уже наступившем конце света есть спекуляции и состояние духовного прельщения. Другое дело, что верные христиане должны воспринимать каждый день, как, предположительно, последний в своей земной жизни, и всегда держать себя в духовно-нравственной чистоте и глубоком покаянии, во всеобъемлющей любви и непрерывной молитве.

Повторим поэтому главнейшие признаки второго Пришествия и кончины мира:

Распространение Евангелия Христова во всем мире, “и проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф.24.14; Мк.13.10).
Необычайные успехи зла (Мф.24.7-12; Мк.13.8-9; Мк.13.12-13; Лк.21.10-12; Лк.21.16-17; Лк.21.20-22; 2Тим.3.1-5; 1Тим.4.1-3), так что “Сын Человеческий придя, найдет ли веру на земле?” (Лк.18.8).
Необыкновенные явления во внешней природе (Мф.24.29; Ис.13.9; Иоил.2.30).

Повсеместная скорбь, не сравнимая ни с чем, бывшим в прежние времена (Мф.24.21-22).
По завершении проповеди Евангелия всему миру — открытое и жесточайшее гонение на всех христиан за самое Имя Христово (Мф.24.9).
Появление необычайного антихриста (Мк.13.22; 2Фес.2.3-4).

Воспроизведем также указания на полезные для миссионеров стихи Библии, содержащие православное учение о последних временах.

Ин.14.3 – приду опять и возьму вас к Себе…; Деян.1.11 – Иисус, вознесшийся… на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим…; Флп.3.20,21 – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который… тело наше преобразит…; 1Фес.4.16 – Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…; Тит.2.13 – ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…; Откр.22.20 – Свидетельствующий сие говорит: ей гряду скоро!…; Мк.13.26 – тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою…; Мф.24.30 – тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; …и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою…; Мф.25.31 – когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним…; Лк.12.40 – ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий…; Мк.13.32-37 – о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец…; 2Петр.3.10 – приидет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят…; Откр.3.3 – Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя… Откр.16.15 – се, иду как тать: блажен бодрствующий…; 2Фес.2.2 – не спешит колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, …будто уже наступает день Христов…; Мф.24.36,42 – о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один… не знаете, в который час Господь ваш приидет…; Деян.1.7,11 – не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…; Иуд.1.14-15 – се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…; 1Кор.15.23 – каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, и пришествие Его. А затем конец…; 1Кор.4.5 – не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке…; 1Фес.5.1-3 – день Господень так придет, как тать ночью…; Лк.17.24 – ибо, как молния, …так будет Сын Человеческий в день Свой…

Теперь займемся проблемой прошлого. Обратим внимание на научные факты из данного нам Богом естественного откровения, сообщающие о прошлом – возрасте нашей планеты Земля. Они имеют огромное значение для правильного мировоззрения и разоблачают так называемую “теорию эволюции”. Для хотя бы иллюзорного обоснования своих утверждений эволюционисты нуждаются в гигантских интервалах прошедшего времени (десятки и сотни миллиардов лет). Даже миллионы лет гипотезу об эволюции уже не устраивают. Тем не менее, по многим весомым оценкам возраст Земли составляет всего несколько тысяч или десятков тысяч лет, а вовсе не те миллиарды лет, о которых фанатично уверяют сторонники эволюции. Характерно, что об этих “неудобных” оценках они стараются всячески умалчивать.

При подготовке миссионерских бесед следует помнить также, что в науке, несмотря на ее внутреннее единство, имеются очень различающиеся временные оценки одних и тех же минувших событий. Поэтому ко всем оценкам прошлых дат, в том числе и креационистским, надобно подходить трезво и взвешенно. Однако факты игнорировать безнравственно.

Длинные ряды веских подтверждений молодости Земли приводятся во многих книгах, например: Венс Феррел “Время против эволюции. Почему возраст Вселенной – не миллионы лет?”; Свящ. Тимофей “Православное мировоззрение и современное естествознание”; Е. Морозова “Введение в естествознание”; С. Вертьянов “Очерки естествознания”. Некоторые из них собраны в нижеследующих, полезных для миссионеров, примерах.

Сжатие Солнца. Солнце уменьшается в своем размере со скоростью около 0,1% в столетие. При наблюдаемой скорости сжатия Солнца (равномерно несколько угловых секунд за столетие) 100000 лет назад оно было приблизительно в два раза больше по диаметру, чем сейчас. Двадцать миллионов лет назад поверхность Солнца касалась бы Земли. Даже не далее чем 50000 лет вспять наше светило, при нынешних темпах уменьшения, было бы таким большим, что земные океаны должны были кипеть. А жизнь была бы невозможной при взгляде в прошлое на гораздо меньшее количество лет.

Солнечные нейтрино. Недавно выяснилось, что Солнце почти не излучает нейтрино, несмотря на ожидания эволюционистов. Этот факт прямо указывает на молодость нашей звезды.

Кометы. Кометы постоянно разрушаются, так как состоят из каменистых обломков и соединяющих их замерзших газов и воды. Поэтому все кометы должны сами собой исчезать за довольно короткий промежуток времени. Действие разрушительного процесса на недолговечные кометы полностью уничтожило бы их за срок не более чем 10 тысяч лет. Мнение о предположительном непрерывном порождении комет из гипотетических объектов солнечной системы: облака Оорта и пояса Койпера не доказано и не имеет статус теории. Но даже с их помощью можно предположительно объяснить появление лишь двух из многих типов комет. Поэтому кометы свидетельствуют о молодом возрасте солнечной системы.

Вода на кометах. Основу комет, согласно стандартной астрофизической модели, составляет вода в жидкой и твердой фазах (теория “грязного айсберга”). На Землю непрерывно падает множество мелких комет, отдавая свои вещества атмосфере и земной поверхности. Это ведет к постоянному увеличению объема воды на нашей планете. Если бы возраст Земли насчитывал миллиарды лет, то из-за упавших комет в океанах воды было бы заметно больше (в несколько раз), чем сейчас.

Солнечный ветер. При излучении Солнцем энергии на сверхмельчайшие частицы, вращающиеся вокруг него, действует внешняя выталкивающая сила. Если бы Солнечной системе было несколько миллиардов лет, то все частицы, имеющие диаметр менее 1/100000 сантиметра, давно бы улетели. Однако космическое пространство насыщено такими сверхмельчайшими частицами. Наряду с этим не известны никакие источники их пополнения.

Торможение под воздействием Солнца. Солнце, в силу воздействия конкретных физических причин, вызывает замедление движения мелких каменистых объектов и более крупных частиц (микрометеоритов), вращающихся вокруг него. Это явление известно под названием “эффект Пойнтинга – Робертсона”, оно притягивает частицы, более крупные, чем те, которые выталкиваются солнечным ветром. Вследствие этого частицы постепенно по спирали спускаются к Солнцу и разрушаются. При наблюдаемой сейчас скорости этого процесса менее чем за 10000 лет Солнце должно было бы притянуть большинство частиц, а за 50000 лет поглотить их все. Но их в космосе много. В то же время не выявлены источники их пополнения.

Состав колец Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна. Частицы, составляющие кольца этих планет, в основном состоят из твердого аммиака. Это вещество достаточно быстро испаряется непосредственно из твердой фазы. Темп испарения затвердевшего аммиака выше, чем у льда. Поэтому признана невозможность долгого существования в кольцах частиц твердого аммиака из-за их скорого полного испарения.

Бомбардировка колец Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна. Метеориты, непрерывно бомбардирующие кольца этих планет, разрушили бы их не более чем за 20 тысяч лет.

Лунная пыль. Лунная пыль образуется на поверхности Луны из лунных пород со скоростью примерно 0,00075 – 0,001 сантиметра в год. За 5 – 10 миллиардов лет образовался бы слой пыли толщиной 30 – 100 км. Реально толщина пыли на Луне оказалась не более 5 – 7,5 см, что соответствует 6 – 8 тысячам лет ее накопления. При этом лишь 1/60 часть лунной пыли имеет внешнее, космическое происхождение.

Изотопы в лунных породах. В лунных камнях обнаружены недолговечные (неустойчивые) изотопы урана – 236 и тория – 230. Эти радиоактивные изотопы существуют недолго; они быстро превращаются в конечный продукт – свинец. Значит, лунные породы молоды.

Лунные газы. На поверхности Луны найдены инертные газы. В основном они принесены с Солнца в виде солнечного ветра. При нынешней интенсивности солнечного ветра обнаруженный на Луне объем инертных газов мог быть накоплен не более чем за 1000 – 10000 лет.

Лунная сейсмическая активность. Интенсивная сейсмическая активность на Луне указывает на ее молодой возраст.

Лунная рецессия. Луна постепенно по спирали удаляется от нашей планеты. Сейчас расстояние между ними увеличивается примерно на 4-5 см в год, а раньше скорость была выше. Это явление называется лунной рецессией. Вычисляя с учетом рецессии положение Луны в прошлом, становится ясным, что всего 20-30 тысяч лет назад она должна была бы быть так близко к Земле, что неизбежно упала бы на нее. Значит, время существования системы Земля – Луна меньшее, чем 20 тысяч лет.

Атмосферный гелий. При радиоактивном распаде урана и тория в земную атмосферу непрерывно из земных пород выделяется гелий. Кроме того, гелий в атмосферу попадает непосредственно из космоса и в результате действия космических лучей на вещество земной коры. Улетучивания гелия в космос не может быть из-за земного поля притяжения. За гипотетические миллиарды прошедших лет в земной атмосфере должно было бы накопиться гелия в сотни тысяч раз больше, чем реально обнаружено. Судя по количеству гелия в воздухе, возраст земной атмосферы составляет около 10 тысяч лет.

Метеоритная пыль. Ежегодно на Землю выпадает 14,3 миллиона тонн космической пыли. Сопоставление количества метеоритов и метеорной пыли, обнаруживаемых в пластах горных пород, а также интенсивности их падения на Землю из космоса в настоящее время, указывает на период их накопления длиной в несколько тысячелетий.

Метеоритные кратеры. Метеоритные кратеры обнаружены только близко к поверхности Земли или непосредственно на ней. В глубоких пластах горных пород все многочисленные попытки их выявления оказались безрезультатны, даже при использовании новейших методов сканирования из космоса.

Остатки метеоритов. Все обнаруженные метеориты или рассеянное метеоритное вещество находились близко к поверхности Земли.

Тектиты. Тектиты – особый тип метеоритов, состоящий из оплавленного природного стекла. Все найденные тектиты взяты с поверхности или в верхних слоях почвы. Кроме того, их никогда не обнаруживали в слоях, содержащих окаменелости.

Вращение Земли. Скорость вращения Земли вокруг своей оси, в настоящее время равная 1600 км в час, постепенно снижается. Если бы Земля существовала миллиарды лет, то в прошлом она вращалась столь быстро, что приобрела бы форму диска.

Ослабление магнитного поля. Магнитное поле Земли постепенно во времени ослабевает по экспоненциальному закону. Например, с 1835 года сила магнитного поля Земли уменьшилась на 14%. За 1400 лет его величина должна была уменьшиться вдвое. Экстраполируя события вспять по времени, получаем 10000 лет назад магнитное поле таким мощным, что делало невозможным всякую жизнь. По характеру изменения магнитного поля возраст нашей планеты не превышает 10 тысяч лет.

Верхний слой почвы. Средняя толщина верхнего слоя почвы по всему миру составляет около 20 см. С учетом процесса выветривания вычислено, что для образования 5 см почвы требуется от 600 до 2000 лет. Поэтому Земле может быть только несколько тысяч лет.

Крупнейшие водопады. Ниагарский водопад разрушает скалу, находящуюся под ним, со скоростью около 2 м в год. Так как Ниагарское ущелье имеет длину примерно 11 км, то водопад существует 5 – 10 тысяч лет. Аналогичная ситуация наблюдается у других крупнейших водопадов планеты.

Речные дельты. Скорость образования дельт из речных наносов в океаны известна. Объем осадочных отложений в дельтах крупнейших рек на Земле указывает, что им несколько тысяч лет.

Морской ил. Скорость образования морского ила составляет примерно 1 см за 600 лет. Реальная толщина морского ила свидетельствует о том, что время его накопления составляет тысячи, а не миллиарды лет.

Эрозия в океане. Вода активно размывает дно водных бассейнов: океанов, морей и рек. Однако океанское дно часто имеет острые неровности, утесы, скалы, крутые склоны, каньоны. Если бы процессы размывания происходили миллионы лет, то вся поверхность дна давно бы сгладилась.

Береговая эрозия. При нынешних темпах эрозии в прошлом все континенты должны были бы быть размыты и выровнены примерно за 14 миллионов лет.

Толщина слоя осадочных пород в океане. С каждым годом количество осадочных пород в океане увеличивается приблизительно на 26 миллиардов тонн. Средняя толщина осадочных пород на дне океана составляет чуть больше 0,8 км. Расчеты времени их образования дают значение несколько тысяч лет. Если бы Земля существовала даже миллионы лет, то толщина осадков составляла бы 100-160 км.

Концентрация растворимых веществ в океане. Современной океанологии достаточно хорошо известны количества различных растворимых веществ в океанской воде, объемы их ежегодного поступления из земной коры, а также их естественного удаления (выноса) из воды. Их концентрация увеличивается со временем. Нынешние концентрации двадцати из 51 основных веществ, содержащихся в морской воде, могли накопиться за 1000 и менее лет, еще девяти – не более чем за 10 тысяч лет, еще восьми – не более чем за 100 тысяч лет. Если бы эволюционная модель была верна, то растворимых веществ в морской воде было бы гораздо больше. При этом необходимо учитывать, что изначальный океан уже мог содержать какие-либо растворы солей. В отношении поваренной соли в морской воде теоретические расчеты показывают, что, даже беря наименьшую из возможных скоростей поступления и наибольшую из возможных скоростей удаления катионов натрия, возраст океана не превосходит 62 миллионов лет. Это – верхний теоретический предел возможного возраста океана. Однако и столь значительного времени явно недостаточно для эволюционной модели.

Количество мутаций. Современная генетика разработала методы подсчета количества накопленных дефектов, появившихся в результате длительных мутаций. Оказывается, что естественный отбор не уменьшает “генетический груз” (постепенно увеличивающееся вредное воздействие мутаций на живые организмы), пусть и с учетом рецессивных. Количество таких дефектов свидетельствует, что жизнь на Земле существовала всего несколько тысяч лет.

Теперь поразмышляем о настоящем времени. Слово “настоящее” применительно ко времени некоторые воспринимают как синоним истинности, исходя из его реальности, объективности как факта. Однако настоящее время становится истинным единственно в совокупности с вечностью. Иначе оно не более чем ускользающее мгновение между прошлым и будущем. Настоящее время, как действительно истинное, появляется только при обращении к высшей причине и основе бытия – Богу. Во всех иных случаях оно всего лишь сегодняшнее, текущее, нынешнее, мгновенно исчезающее в прошлом еще до его осознания. Без обращения к Богу настоящее время, лишаясь абсолютной цели и ценности, оказывается, несмотря на свою реальность, иллюзией, подделкой, бессмысленностью, ложью. Жизнь в таком настоящем становится бегом к абсолютной смерти. Недаром один из поэтов советской эпохи писал: “Сколько было маленьких, бесполезных дел, между тем как маятник над Землей гудел. Сколько было скомканных, брошенных начал, между тем как маятник над Землей стучал”. Прошедшее время любого богоборческого и беззаконного социального организма (в том числе и государства) также может в какой-либо настоящий момент оказаться бесцельно потраченным. В нашей многострадальной стране ныне начался очередной этап многотысячелетней битвы за человеческие души. Про Россию настоящего времени, немалая часть населения которой и поныне пребывает в состоянии духовного невежества вне православия, можно сказать словами пророка Даниила: “Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою” (Дан.37-38).

Земная человеческая жизнь, осознаваемая нами, происходит только в настоящем времени, хотя в него вторгаются и результаты прошлых дел и чаяния о будущем. Апостол Иаков пишет: “вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий” (Иак.4.14). Действительный выбор нашей воли осуществляется именно в настоящем времени, мгновенность которого требует правильной предварительной подготовки для верного решения. Отсюда столь важны созидательные вековые традиции. Люди соблазняются или, наоборот, отвергают соблазн в конкретный миг: “И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени” (Лк.4.5). Однако это время, вопреки его кажущейся жестокости, есть проявление любви Бога к падшему человечеству: “время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время” (Рим.3.26); “…ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин.3.17); “…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1Тим.2.3-4).

Таким образом, православное предание на основе Божественных сверхъестественных и естественных откровений сообщает людям о будущих, прошлых и настоящих временах все необходимое для нашего спасения. “Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь” (Рим.14.24-26). Неся людям благую весть, миссионеры должны умело пользоваться этими знаниями о времени. Если одна из основных задач науки – опираясь на разум, рациональными средствами найти и показать человечеству прямой путь к истине среди множества кривых и запутанных тропинок, проложенных суетным умом, то православие выполняет ту же задачу духовно-нравственными средствами, явно указывая на Истину. В своем отношении к прямому пути православие и наука едины. И действительно, в отношении ко времени, как и во многих иных проблемах, объективная метанаука фактически смыкается с научным православным богословием. Недаром православный святитель Лука (Войно-Ясенецкий), обращая внимание на интуицию и духовность, говорил, что “знание больше, чем наука”. Науку можно определить как средство отображения людьми всеобъемлющей мысли Творца в рациональную ограниченную форму, “дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол.2.2-3).

В заключение, после стольких слов о времени, науке и знании, вспомним слова Апостола Павла: “… мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него” (1Кор.8.1-4). Любовь обретается в православии.

 

Миссионерский отдел