Рычкова В.А., секретарь Миссионерского отдела СПб епархии. О РЕКЛАМЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА
Появление в 1991году Закона о свободе вероисповедания дало толчок к появлению и свободной деятельности колдунов, магов, экстрасенсов, ясновидцев и т.п. коммерсантов, прикрывающиеся методами нетрадиционной медицины или православием. Отчего же наши земляки подменяют лечение своей души у Бога на лечение тела у т.н. целителя. Причин здесь может быть несколько.
Во-первых, в нашей стране было выработано доверие тексту рекламы. Целитель, чтобы завоевать сердца потенциальных клиентов, пользуется рекламой. Если человек несколько раз на дню слышит или видит одну и ту же рекламу, то у него создается впечатление её правдивости. Целители готовы наперебой бороться, чтобы вы обратились именно к нему, а не к другому за помощью. Вот пример рекламы на Радио России, Санкт-Петербург.
«Ведущая: Сегодня мы представляем потомственного экстрасенса Демида, имеющего дар ясновидения. Демид – хранитель древних знаний, работает с природными духами. Демид разрешает проблемы тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
- Демид: Я знаю, что ко мне человека привели высшие силы. Я провожу бесплатный сеанс диагностики, работаю честно.
- Скажите, это дар или этому можно научиться?
- Однозначно дар.
- Вы всем помогаете?
- Если мой духовный учитель разрешит, то да».
Формулировка «в трудной жизненной ситуации» используется в законодательстве о семье, о детях, в социальной помощи, т.е. общепринята. Возникает доверие к тексту рекламы. Однако в этой рекламе нет достоверности информации: неизвестно о каких «древних знаниях» идет речь, с какими «природными» духами работает экстрасенс и что значит «работает», кто «духовный учитель». Что привлекает в этой рекламе, так это «бесплатный» сеанс диагностики и «честная» работа экстрасенса. Привлекает то, что человек «не с улицы», а потомственный экстрасенс, «хранитель древних знаний». Построение рекламы, убежденность в голосе самого экстрасенса, внушение, того, что именно он разрешает проблемы привлекает слушателей.
Во-вторых, в рекламах целителей, ясновидцев и т.п. присутствует элемент таинственности, ожидания чуда предлагаемой услуги. Пример рекламы на Радио России Санкт-Петербург: «
Ведун Ярослав осуществляет прием только с 29 марта по 29 апреля. Записаться на прием можно по тел…». Ведун в народном переводе это человек, который знает о вас и ваших проблемах больше вас самих. В этой рекламе вам дают психологический «крючок» загадочности и таинственности «ведуна». Привлекательна реклама Анатолия, который предлагает «
Ответы на ваши вопросы Ангелов-Хранителей и Духовных наставников». Представляете, сами Ангелы-Хранители ответят на ваши вопросы!
В-третьих, реклама целителей действенна благодаря нашей неграмотности в духовных вопросах. Господь Бог наш целитель. Однако, мы перекладываем решение проблем на целителя-человека, а он берется решить наши проблемы за нас. Обратившемуся самому ничего делать не надо, за него все сделает тот, кому человек доверится. Целитель экстрасенс влезает в ваш духовный мир без вашего согласия и призывает невидимую силу себе на помощь. За «работу» надо заплатить деньги. В большинстве своем целители уверенны, что им помогает «добрая» сила. Отсюда и появились в рекламе понятия «белый маг», «работа с белой магией», «с черной магией не работаю» и т.п. уверения. Любая магия не от Бога. Целитель-экстрасенс берется за решение жизненных проблем пациента с помощью «приворотов, отчиток, снятия порчи» и т.п. негативов.
В-четвертых, использование целителями православных терминов и предметов вызывает доверие к целителю. Например, реклама Академии целительства. «
В Академии проводится обучение по многим направлениям целительства (7 ступеней с выдачей сертификатов и других документов); консультации, диагностика (ясновидение); очистительно-оздоровительные сеансы; снятие энергоинформационных воздействий; молебен о здравии, молебен с водосвятием, исповедь, освящение квартир, православные отчитки (экзорцизм), которые проводит православный священник. Академия находится по адресу…». Работа ясновидящей, целительницы приобретает вес, если целительница находится при храме. Многие целители ссылаются на благословение священников. Например, «
народный целитель Кретов Юрий Васильевич. На целительство меня благословил Отец Афанасий, епископ, это высокий сан в церкви». Целитель наш, питерский, а благословил его «епископ из Белоруссии». (Научно-популярный журнал «Все, о чем Вы хотели спросить педиатра» №1(28)-2012, стр. 63).
Несколько лет дурил головы петербуржцам называвший себя священником Андрей Левшинов, снимал здание на Невском пр., организовывал курсы помощи. Три года назад перестал быть «священником», стал «
простым писателем, доктором психологических наук, доктором философии, мастером йоги, специалистом по оздоровлению и успеху, проводит психологические тренинги «система перезагрузки жизни». Вот такая метаморфоза. А сколько соблазнились его внешним видом? На сцене он появлялся в рясе с крестом! Ряженый священник! Использовал иконку для производства «святой воды» и православные молитвы.
И сейчас как только не пытаются примазаться в своем целительстве к православию: и молитвами, и облачением, и использованием свечей, и иконными, и исполнением православных треб и т.д. Но, как мы понимает, все это далеко от Бога. Видимо, все эти «целители» и те, кто к ним обращается, не знают, что их действия не угодны Богу. («
Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Втор.18:10-12).
От обилия реклам школ экстрасенсов разбегаются глаза. Одни целители искренне верят в видения и «чудодейственные» свои силы. Другие, окончив курсы экстрасенсов, просто зарабатывают деньги. И как только себя они не называют, выискивая старорусские имена, обставляя свои приемы православной атрибутикой и, даже обещая контакты с высшими силами. Мы хорошо понимаем, что их деятельность является грехом, и этот грех разъедает им душу.
Как сказано о целителях в рекламной брошюре «ИнфоПоток» №12.2010г. «
Целитель – это человек, который видит, слышит и знает намного больше, чем обычные люди. То есть: в силах целителя – исцелить и помочь, а в силах человека – поддерживать свое состояние новыми мыслями». Очень как-то просто у нас произошли переходы от народного целительства к нетрадиционной медицине, под которой понимается экстросенсорика, парапсихология, биоэнергетика, ясновидение и иные псевдомедицинские практики.
Опасно, что рекламу на ТВ и на радио человек видит и слышит ежедневно и в больших количествах, и у него может появиться желание воспользоваться такой рекламой. Надо предупредить близких о реальной опасности, которая их подстерегает.
Выход видится в следующем:
Первое, как мне кажется, должна сказать свое слово традиционная медицина. Дать оценку методам «лечения» целителей, ведунов, экстрасенсов, а также врачей, занимающихся целительными практиками. Такими формами деятельности как биосенсорика, экстросенсорика, магия, ясновидение наносится большой вред и телу и душе человека.
Второе. Ввиду большой доверчивости к СМИ обязать в конце каждой рекламы целителя-экстрасенса, ведуна, колдуна и т.п. ввести предупреждающую фразу по подобию «курение убивает» или «Не является лекарством. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией». Например: «
Не является лечением, ибо последствия непредсказуемы для Вашего духовного и физического здоровья». Просить об этом соответствующие Комитеты, которым подчиняются СМИ.
Третье. Не самочинничать в духовных вопросах, чтобы не услышать от Бога «не вем вас» (Мф. 7:23), потому что сама суть целительского служения осталась экстрасенсорной, а не благодатно-духовной.