Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

О РЕКЛАМЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

03.05.2012
cropped-135_sm.jpeg Рычкова В.А., секретарь Миссионерского отдела СПб епархии. О РЕКЛАМЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА Появление в 1991году Закона о свободе вероисповедания дало толчок к появлению и свободной деятельности колдунов, магов, экстрасенсов, ясновидцев и т.п. коммерсантов, прикрывающиеся методами нетрадиционной медицины или православием. Отчего же наши земляки подменяют лечение своей души у Бога на лечение тела у т.н. целителя. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, в нашей стране было выработано доверие тексту рекламы. Целитель, чтобы завоевать сердца потенциальных клиентов, пользуется рекламой. Если человек несколько раз на дню слышит или видит одну и ту же рекламу, то у него создается впечатление её правдивости. Целители готовы наперебой бороться, чтобы вы обратились именно к нему, а не к другому за помощью. Вот пример рекламы на Радио России, Санкт-Петербург. «Ведущая: Сегодня мы представляем потомственного экстрасенса Демида, имеющего дар ясновидения. Демид – хранитель древних знаний, работает с природными духами. Демид разрешает проблемы тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. - Демид: Я знаю, что ко мне человека привели высшие силы. Я провожу бесплатный сеанс диагностики, работаю честно. - Скажите, это дар или этому можно научиться? - Однозначно дар. - Вы всем помогаете? - Если мой духовный учитель разрешит, то да». Формулировка «в трудной жизненной ситуации» используется в законодательстве о семье, о детях, в социальной помощи, т.е. общепринята. Возникает доверие к тексту рекламы. Однако в этой рекламе нет достоверности информации: неизвестно о каких «древних знаниях» идет речь, с какими «природными» духами работает экстрасенс и что значит «работает», кто «духовный учитель». Что привлекает в этой рекламе, так это «бесплатный» сеанс диагностики и «честная» работа экстрасенса. Привлекает то, что человек «не с улицы», а потомственный экстрасенс, «хранитель древних знаний». Построение рекламы, убежденность в голосе самого экстрасенса, внушение, того, что именно он разрешает проблемы привлекает слушателей. Во-вторых, в рекламах целителей, ясновидцев и т.п. присутствует элемент таинственности, ожидания чуда предлагаемой услуги. Пример рекламы на Радио России Санкт-Петербург: «Ведун Ярослав осуществляет прием только с 29 марта по 29 апреля. Записаться на прием можно по тел…». Ведун в народном переводе это человек, который знает о вас и ваших проблемах больше вас самих. В этой рекламе вам дают психологический «крючок» загадочности и таинственности «ведуна». Привлекательна реклама Анатолия, который предлагает «Ответы на ваши вопросы Ангелов-Хранителей и Духовных наставников». Представляете, сами Ангелы-Хранители ответят на ваши вопросы! В-третьих, реклама целителей действенна благодаря нашей неграмотности в духовных вопросах. Господь Бог наш целитель. Однако, мы перекладываем решение проблем на целителя-человека, а он берется решить наши проблемы за нас. Обратившемуся самому ничего делать не надо, за него все сделает тот, кому человек доверится. Целитель экстрасенс влезает в ваш духовный мир без вашего согласия и призывает невидимую силу себе на помощь. За «работу» надо заплатить деньги. В большинстве своем целители уверенны, что им помогает «добрая» сила. Отсюда и появились в рекламе понятия «белый маг», «работа с белой магией», «с черной магией не работаю» и т.п. уверения. Любая магия не от Бога. Целитель-экстрасенс берется за решение жизненных проблем пациента с помощью «приворотов, отчиток, снятия порчи» и т.п. негативов. В-четвертых, использование целителями православных терминов и предметов вызывает доверие к целителю. Например, реклама Академии целительства. «В Академии проводится обучение по многим направлениям целительства (7 ступеней с выдачей сертификатов и других документов); консультации, диагностика (ясновидение); очистительно-оздоровительные сеансы; снятие энергоинформационных воздействий; молебен о здравии, молебен с водосвятием, исповедь, освящение квартир, православные отчитки (экзорцизм), которые проводит православный священник. Академия находится по адресу». Работа ясновидящей, целительницы приобретает вес, если целительница находится при храме. Многие целители ссылаются на благословение священников. Например, «народный целитель Кретов Юрий Васильевич. На целительство меня благословил Отец Афанасий, епископ, это высокий сан в церкви». Целитель наш, питерский, а благословил его «епископ из Белоруссии». (Научно-популярный журнал «Все, о чем Вы хотели спросить педиатра» №1(28)-2012, стр. 63). Несколько лет дурил головы петербуржцам называвший себя священником Андрей Левшинов, снимал здание на Невском пр., организовывал курсы помощи. Три года назад перестал быть «священником», стал «простым писателем, доктором психологических наук, доктором философии, мастером йоги, специалистом по оздоровлению и успеху, проводит психологические тренинги «система перезагрузки жизни». Вот такая метаморфоза. А сколько соблазнились его внешним видом? На сцене он появлялся в рясе с крестом! Ряженый священник! Использовал иконку для производства «святой воды» и православные молитвы. И сейчас как только не пытаются примазаться в своем целительстве к православию: и молитвами, и облачением, и использованием свечей, и иконными, и исполнением православных треб и т.д. Но, как мы понимает, все это далеко от Бога. Видимо, все эти «целители» и те, кто к ним обращается, не знают, что их действия не угодны Богу. («Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Втор.18:10-12). От обилия реклам школ экстрасенсов разбегаются глаза. Одни целители искренне верят в видения и «чудодейственные» свои силы. Другие, окончив курсы экстрасенсов, просто зарабатывают деньги. И как только себя они не называют, выискивая старорусские имена, обставляя свои приемы православной атрибутикой и, даже обещая контакты с высшими силами. Мы хорошо понимаем, что их деятельность является грехом, и этот грех разъедает им душу. Как сказано о целителях в рекламной брошюре «ИнфоПоток» №12.2010г. «Целитель – это человек, который видит, слышит и знает намного больше, чем обычные люди. То есть: в силах целителя – исцелить и помочь, а в силах человека – поддерживать свое состояние новыми мыслями». Очень как-то просто у нас произошли переходы от народного целительства к нетрадиционной медицине, под которой понимается экстросенсорика, парапсихология, биоэнергетика, ясновидение и иные псевдомедицинские практики. Опасно, что рекламу на ТВ и на радио человек видит и слышит ежедневно и в больших количествах, и у него может появиться желание воспользоваться такой рекламой. Надо предупредить близких о реальной опасности, которая их подстерегает. Выход видится в следующем: Первое, как мне кажется, должна сказать свое слово традиционная медицина. Дать оценку методам «лечения» целителей, ведунов, экстрасенсов, а также врачей, занимающихся целительными практиками. Такими формами деятельности как биосенсорика, экстросенсорика, магия, ясновидение наносится большой вред и телу и душе человека. Второе. Ввиду большой доверчивости к СМИ обязать в конце каждой рекламы целителя-экстрасенса, ведуна, колдуна и т.п. ввести предупреждающую фразу по подобию «курение убивает» или «Не является лекарством. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией». Например: «Не является лечением, ибо последствия непредсказуемы для Вашего духовного и физического здоровья». Просить об этом соответствующие Комитеты, которым подчиняются СМИ. Третье. Не самочинничать в духовных вопросах, чтобы не услышать от Бога «не вем вас» (Мф. 7:23), потому что сама суть целительского служения осталась экстрасенсорной, а не благодатно-духовной.