Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Околоцерковные суеверия как следствие подмены ценностей в сознании людей. Суеверия, связанные с паломническими поездками

03.05.2012

cropped-135_sm.jpegДиак. Константин Горбунов. Околоцерковные суеверия как следствие подмены ценностей в сознании людей. Суеверия, связанные с паломническими поездками 

Околоцерковные суеверия как следствие подмены ценностей

в сознании людей. Суеверия, связанные с паломническими поездками

 

Для начала рассмотрим значение терминов, которые входят в название доклада, а также далее будут использоваться по ходу изложения.

 

Ценность — это характеристика предмета, обозначающая признание его значимости, т.е. важности. Это эмоционально переживаемая важность, значимость предмета. В философии ценность это указание на личностную, социально-культурную значимость, т.е. важность определенных предметов и явлений.

 

Подмена ценностей – это ошибка человека, заключающаяся в предпочтении менее значимого т.е. важного более значимому т.е. важному. Подмена ценностей происходит по свободной воле человека, как результат ее неправильного использования.

 

Суеверие (слав.) — суетное, ложное верование. Поэтому, в самом широком смысле слова, суеверием можно назвать вообще всякое ложное учение. Но в более узком смысле не всякое ложное мнение обозначается термином суеверие. ( Например, уверенность в том, что в Арктике живут пингвины, а в Антарктиде – белые медведи, хотя и является ложной, но все-таки не именуется суеверием). Суеверие – это более или менее устойчивое заблуждение, которым человек руководствуется в своей жизни. Суеверие, как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в своеобразных обрядовых формах, напр. использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Обычно к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая   условный характер любого порядкового счёта).

Особое место среди суеверий занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение, то есть в ряде случаев суеверия представляют собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Суеверие содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. (Использована Википедия).

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Забывая простой логический принцип: после – не значит вследствие, человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Например: если регулярно закрывать крышку унитаза, то в хозяйстве всегда будут деньги.

Нет и не может существовать суеверий Церковных, так как Православная Церковь Христова есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Предстающие под маской Православия суеверия, которые в своей риторике кощунственно используют Церковную терминологию, а в своем практическом осуществлении святотатственно используют церковные святыни следует называть околоцерковными, псевдоцерковными или даже еще строже – антицерковными.

Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны для их носителей, так как они уводят этих людей от истинного богопознания, от благочестивого образа жизни, а также от правильного участия в Православном Богослужении. Носители суеверий зачастую очень любят их распространять, вероятно, полагая, что оказывают таким образом другим людям неоценимую услугу и при этом горделиво самоутверждаясь. Таким образом суеверия, будучи вредны для самих носителей, приносят и колоссальный вред делу Православной миссии и делу воцерковления людей. Также вред происходит и по причине того, что у многих нецерковных людей, в том числе и у некоторых протестантов и сектантов, в силу их незнания, Православие ассоциируется именно с известными суевериями, причем не только околоцерковными. (Конечно, определенный вклад в это внесла еще советская атеистическая пропаганда, регулярно использовавшая устойчивый штамп «религиозные суеверия» применительно к самой религии.) Не желая иметь с этими суевериями ничего общего, и при этом будучи незнакомы с Православным Библейско – святоотеческим учением эти нецерковные, но порой ищущие Христа люди не принимают Православие, так толком ничего и не узнав о нем.

Существуют разные механизмы возникновения околоцерковных суеверий.

Цель же данного доклада в том, чтобы показать, что значительная часть околоцерковных суеверий, заблуждений, а также магических и полумагических практик проистекают от незнания людьми истинной иерархии ценностей, от искажения этой иерархии в сознании людей. Вместо высших положительных ценностей нередко предпочтение отдается меньшим положительным ценностям, а зачастую даже низменным греховным пристрастиям.

Первая, зафиксированная в Священном Писании подмена ценностей в сознании людей произошла еще в Раю. Это известная история искушения и грехопадения прародителей. Первые люди Адам и Ева вместо Бога и служения Ему посредством послушания, предпочли сами быть «как боги, знающие добро и зло». (Быт.3) Это привело к их отпадению от Бога и к повреждению человеческой природы. Это повреждение стало передаваться по наследству. Так явился первородный грех. Далее подмены ценностей в сознании людей стали происходить регулярно. Именно горделивое желание людей самим, без Бога устраивать свою жизнь, и при этом иногда дерзко пытаться использовать Бога для достижения своекорыстных целей привело к появлению и распространению суеверий. В ряде же случаев суеверные люди обращаются за «помощью» к падшим духам.

Вместо признания Бога Наивысшей Ценностью и вместо всецелого устремления к Нему человек, зачастую, разумеется, в силу наличия первородного греха, считает наивысшей ценностью самого себя. Такая страшная подмена ценностей в сознании человека производит в нем стремление во что бы то ни стало, получить телесное здравие, благополучно устроить свою земную жизнь, в частности карьеру, получить максимум низших душевных и плотских наслаждений и удовольствий, стяжать как можно больше денег и другого имущества. Пример подобного поведения дан в Евангельской притче о званых на вечерю: люди, позванные Господом к участию в Его Царствии предпочли заняться своими обыденными, земными делами (посмотреть купленную землю, купленных волов, уделить внимание молодой жене) (Лк.14:16-24). Как мы помним, приговор Господа не заставил себя ждать: «Сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина» (Лк.14:24). Земные цели у многих людей, даже номинально Православных, преобладают над стремлением к высшему духовному совершенству. А ведь в Евангелии сказано: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, а это все приложится вам» (Мф.6:33), и еще сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Вместо того, чтобы путем самоотречения и самопожертвования служить Богу и ближним и искать Божией помощи на этом пути такие люди прибегают к многоразличным суеверным «методикам» для достижения своих земных целей.

При таком отношении к жизни, для значительной части нерегулярно ходящих в храм людей Православие становится своего рода мистическим бытовым придатком. Оно становится «палочкой – выручалочкой» на случай возникновения каких-то земных проблем (об этом говорит известная русская поговорка: гром не грянет — мужик не перекрестится), либо используется для душевного «утешения», либо для совершения каких-то отдельных треб, радостных или печальных.

Чрезвычайно широко распространен в церковной и околоцерковной среде такой тип подмены ценностей, когда человек предпочитает низшие в иерархическом отношении, в определенном смысле, дополнительные Православные религиозные ценности высшим в иерархическом отношении.

Но нельзя допускать предпочтения меньших положительных ценностей высшим ценостям. Подмена ценностей является грехом. Она может порождать различные заблуждения, суеверия и лицемерие. Господь Иисус Христос, обличая фарисеев говорит:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23:23). Именно с таким типом подмены связано значительное число околоцерковных суеверий.

(Порой же суеверы ложно вводят иерархию там, где ее на самом деле нет; например, одни Богородичные иконы почитают более других.)

В стремлении использовать Бога, Православную Церковь, Святых и святыни для достижения своих земных, а также псевдорелигиозных целей такие люди впадают в следующие заблуждения суеверного характера: почитают Святых Угодников вместо Бога и соответственно предпочитают молиться им, а не Богу. Обращаются к Святым не как к молитвенникам за нас, а как к людям, которые сами по себе могут помочь в тех или иных нуждах. (Не отсюда ли соответствующие книги: «Каким святым в каких нуждах молиться»). Порой почитают святых безразлично – наравне с Богом. К Богу если и обращаются, то преимущественно с просительными молитвами, а не с покаянными и не с благодарственными. (Евангельский пример – исцеление 10 прокаженных). Частные богословские мнения предпочитают догматам веры. Советы священника некоторые прихожане воспринимают выше Заповедей Божиих, а также выше решений Поместного Собора, Священного Синода, Святейшего Патриарха. Другие же воспринимают нелепые мнения и советы других мирян выше разумных советов опытного священника. Освященные на мощах тряпочки почитают выше Церковных Таинств. Спрашивают, можно ли стирать рубашку, в которой купался в святом источнике, вместо того, чтобы думать, как омыть свою душу от грехов в Таинстве Покаяния. Не понимая существенной разницы между иконами и теми, кто на них изображен, полагают, что та или иная икона помогает сама по себе. Практикуются самочинные новоизмышленные ритуалы, которым, порой, придается большее значение, чем уставным Церковным Богослужениям. Ошибочно считая определенную сложившуюся традицию подготовки к Святому Причастию гораздо важнее самого этого величайшего Таинства, и при этом, не будучи в состоянии эту подготовку осуществить, многие люди регулярно уклоняются от Причастия, удаляя себя от благодатного общения с Господом нашим Иисусом Христом.

Другие же наоборот бездумно причащаются для «поднятия гемоглобина», даже не задумываясь, что принимают в себя Самого Господа. Приведенный ряд примеров можно было бы продолжать очень долго. Особо можно выделить формально не запрещенные Церковью действия, но, однако же, наделенные сомнительным смыслом (или сомнительным обоснованием), например: подать сорокоуст в трех храмах. Если подача поминовения в нескольких храмах совершается по любви к ближнему, связана с желанием пригласить к молитве за него побольше православных священнослужителей и мирян, то это хорошо. Однако если подача поминовений имеет какие-либо оккультные или магические обоснования, то наличие таких мнений является грехом.

 

Тематика подмены ценностей, как источника суеверий, теснейшим образом связана с тематикой подмены понятий, ибо зачастую ценности находят себе подмену, будучи неправильно понятыми, так, что человек возвышает ту или иную ценность, либо пренебрегает той или иной ценностью, не понимая ее истинного значения.

Подмена понятия представляет собой логическую ошибку, сущность которой состоит в том, что вместо данного понятия и под видом данного понятия употребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и сознательной, преднамеренной. Подмена понятия означает подмену предмета рассуждения. Рассуждение в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они и будут ошибочно приниматься за один предмет. Отождествление различных мыслей может произойти в результате того, что разные люди в зависимости от религиозно-нравственного уровня, уровня образования и т. д. вкладывают в одно и то же понятие разный смысл.

 

Примеры суеверий, возникающих вследствие подмены понятий в сознании людей.

Пример подмены понятий Суеверие или иное заблуждение Примечание
Понятие собственных грехов, подменяется понятием возникших извне

«проблем».

Человек не осознает нужды в покаянии и исправлении своей жизни. Вместо исправления своей жизни начинаются поиски методик, порой магических, способных возникшую «проблему» решить. Пример: вопрос работницы магазина: батюшка, как ведьму извести? Человек начинает выяснять, кто же его сглазил или кто ему позавидовал, отчего, якобы, и произошла «проблема».  
Неправильное понимание смысла Церковных Таинств Человек не знает Православного учения о Таинствах и наделяет Таинства собственным смыслом, не имеющим отношения к Церковному пониманию; порой — откровенно языческим.  
Таинство Крещения воспринимается как «крестины» Целый комплекс заблуждений. Тема отдельных конференций.

Пример: зашедшая в храм женщина с двумя детьми (отроками) и потребовавшая их немедленно крестить, после разъяснения священнослужителя о невозможности совершить крещение вот так вот «вдруг» и о необходимости серьезного отношения к Таинству, раздраженно заявила: «Так если я не собираюсь жить Церковной жизнью, что же мне и моим детям некрещеными быть что ли?». Крестят, чтобы ребенок не плакал, чтобы животик не болел, «чтобы быть крещеным», «чтобы быть русским» и т.д.

Налицо подмена понятия – женщина явно вкладывала в понятие Крещения свой, явно не церковный смысл. С Православной точки зрения Таинство крещения как раз именно вводит человека в Церковную жизнь.
Пасха. Вместо радостного празднования Воскресения Христова все сводится к освященным яйцам и прочим снедям. Вместо того, чтобы размышлять о тех великих благах, которые Господь даровал нам Своим Воскресением, люди живо и озабоченно интересуются, что им нужно делать со скорлупой от освященных яиц. Согласно уставному указанию в Цветной Триоди смысл данного освящения лишь в том, чтобы начинающим после поста мясо и сыр есть данные продукты от священника молитвами в пищу благословлены будут. Эти продукты не становятся святыми.
Отсутствие правильного отношения к животным. Вместо ровного отношения

либо отвращение, либо чрезмерная любовь.

1. Якобы, нельзя держать в доме собаку.

 

2. Либо наоборот — попытка заказать требы о животных, например, отпеть кота Ваську.

 

3. Использование символов животных в качестве амулетов. Выражение «год тигра».

 

 
Земная жизнь воспринимается как не имеющая своего продолжения в вечности. Смерть

воспринимается как полное уничтожение.

Отсюда следуют антихристианские лозунги: «Бери от жизни все», «ведь ты этого достоин», «живем один раз», и.т.п. Иными словами – наслаждайся в этой земной жизни всеми возможными способами. А отсюда возникают различные суеверные «методики», направленные на достижение этих целей. Фэн-шуй, различные оккультные «методы» оздоровления и др. Согласно Православному учению земная жизнь дана нам Богом для достойной подготовки к вечной блаженной жизни с Богом

 

Зачастую, порой в концентрированном виде, многие подобные искажения предстают перед нами в связи с организацией паломнических поездок и в самих поездках. Что же такое паломничество и каково происхождение этого обычая? Паломничество это благочестивый обычай.

Само слово «паломник» произошло от западного «palmarius» — пальмовник, человек, несущий пальмовую ветвь. Больше всего богомольцев приходило во Святой Град Иерусалим на Пасху, часто прибывая туда за неделю до нее, в праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот праздник всегда совершался крестный ход до стен Иерусалима — в воспоминание того дня, когда Христос, сопровождаемый учениками, въехал в город. Спасителя встречала толпа людей, которые устилали Его путь своими одеждами и свежесрезанными пальмовыми ветвями (вайями). Во время крестного хода пришедшие издалека богомольцы тоже держали в руках пальмовые ветви, которые потом уносили домой. Так и появилось слово «пальмовник».

Паломничества в Иерусалим начались еще во времена апостолов — для поклонения святым мощам мучеников. В 326 году из Византии во Святую Землю отправилась святая равноапостольная царица Елена. Там она открыла множество мощей, обрела святой животворящий Крест, на котором был распят Спаситель, после чего в Палестине появилось еще больше «поклонников». Далее термин паломник стал обозначать людей, с молитвой посещающих различные Святые места, а не только Иерусалим.

Среди первых паломников было много женщин: так, на нашей земле одной из первых пустилась во святой путь княгиня Ольга. Было это в 957 году, еще до принятия христианства на Руси. Шестидесятисемилетняя княгиня совершила путешествие в Царьград, чтобы увидеть христианские святыни и принять крещение.

Таким образом, паломничество к святым местам с целью молитвенного поклонения следует рассматривать как благочестивый обычай, но не обязательный для спасения. Можно спасаться, посещая лишь свой приходской храм.

Однако, к огромному сожалению, в настоящее время с паломничествами оказался связан ряд суеверий. Например – люди едут лишь с целью получить телесное исцеление. Отсюда повышенный интерес к тем действиям (напр. купания) и предметам (освященные платочки, земелька и др.), которые, по мнению этих паломников, помогут им обрести искомое исцеление. При этом без серьезного обращения к Богу и без нравственных, в том числе покаянных усилий со стороны самого паломника.

Другой тип заблуждения-подмены – зависимость духовного значения совета, листовки или книги не от содержания, а от места получения (приобретения). Чтобы пояснить эту подмену рассмотрим пример: один нецерковный нищий пытается собрать милостыню у пивного ларька – ему скорее всего не подадут, а другой, также совершенно нецерковный нищий собирает у Храма – тут уже подадут. Аналогично происходит с советами и книгами – если человек услышал какое-то суеверие на улице, то может и не поверить, а если в храме или, особенно в монастыре при совершении паломнической поездки, то это воспринимается как авторитет. Доводилось мне указывать некоторым людям на ошибочность некоторых околоцерковных книг, а в ответ следовало – как же, мы же ее в храме (в монастыре) купили. Таким образом, происходит как бы освящение ложных мнений, книг и икон.

Огромная ответственность при устроении паломнических поездок лежит на организаторах и экскурсоводах (путеводах). Зачастую у них нет достаточного религиозного образования и никакой Церковной лицензии на такую деятельность. А заполучив на несколько часов микрофон в автобусе они, порой, пичкают несчастных паломников различными суевериями. Так как поездки организуются как правило с целью получения прибыли, то и экскурсоводы и, иногда, принимающая сторона идут на измышление лжесвятынь и лжестарцев для того, чтобы заманить к себе побольше людей. Но ведь это приносит вместо пользы огромный духовный вред. Православному христианину необходимо проявлять духовную бдительность, духовное трезвение, чтобы не оказаться жертвой подобных искушений. Было бы хорошо, если бы и принимающая сторона (как правило, монастырь), и экскурсоводы использовали бы паломнические поездки для духовного просвещения паломников, а не для заражения их разными заблуждениями.

И в заключение необходимо сказать, что Святая Православная Церковь всегда боролась и борется с суевериями, справедливо признавая их опасными заблуждениями. Действенным средством борьбы с суевериями является духовное просвещение. При этом особый акцент необходимо делать не только на общий объем религиозных знаний (всего знать невозможно), а на правильную иерархию ценностей, в том числе в области вероучения, учения о нравственности и Богослужения. Необходимо иметь целостное Православное мировоззрение и таким образом, с Божией помощью, отличать добро от зла, и как говорит Псалмопевец, уклоняться от зла и творить благо. Необходимо подлинное, а не мнимое воцерковление людей.