Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
“О православной миссии в современном мире”*
(29 ноября – 2 декабря 1994 г., г. Москва)
Господь заповедал Своим апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями “даже до края земли” (Деян. 1: 8). Он сказал: “…Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19-20). От времён апостольских это свидетельство является неотъемлемой частью жизни Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и находит путь к сердцам людей.
Верная заветам Господа и святых апостолов, Русская Православная Церковь издревле свидетельствовала о Христе, возвестив слово Евангельской Истины многим народам Земли. При этом вся история распространения христианства нашей Церковью отличалась большой разнородностью и своего рода вселенским характером, не укладывающимся в рамки одного этноса. Условия миссионерского служения Русской Церкви никогда не были лёгкими, однако она могла просветить Светом Христовым многие миллионы людей не только на своей первоначальной канонической территории — Киевской, Новгородской и Московской Руси, но и на бескрайних просторах трёх частей света, до Китая, Японии и Америки.
Миссионерское и просветительское служение нашей Церкви было прервано революцией 1917-1918 годов, после которой главным свидетельством нашим стал подвиг мученичества, которым архипастыри, пастыри и миряне Православной Руси прославили Господа и Спасителя.
Сегодня Церковь Русская возрождает свою полнокровную жизнь в условиях свободы. Однако, благодаря Господа за избавление от внешних оков, мы с тревогой отмечаем, что радикальные изменения, происходящие в нашем обществе, вызвали к жизни такие отрицательные явления, как мировоззренческая растерянность людей и возникновение духовного вакуума, который всё больше заполняется псевдокультурой, пропагандой насилия, порока, вражды, преступности, безнравственности. Особенно тревожит то, что духовной дезориентированностью наших соотечественников пользуются бесконтрольно действующие в наших странах инославные и нехристианские проповедники, отрывающие от Матери-Церкви души людей, принявших в ней Крещение или связанных с ней историческими и культурными корнями. Опасение вызывает также стремление вовлечь духовно неопытных людей в сети тоталитарных сект, псевдорелигий, оккультных учений и даже групп сатанистов.
Памятуя о долге проповеди учения Христова и имея в виду перечисленные выше проблемы, Освященный Архиерейский Собор призывает пастырей и чад Русской Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения.
В этом служении необходимо руководствоваться заветами Древней Церкви, использовать богатый миссионерский опыт Русского Православия, тщательно и бережно соотносить нынешние возможности и потребности с постоянной памятью о годах мученического свидетельства в недалёком прошлом. Необходимо также созидать такой синтез целостной христианской культуры, который был бы творческим отображением вечной и неизменной истины Православия в постоянно меняющейся реальности.
Миссионерское служение неразрывно связано с задачей восстановления полнокровной церковной жизни в епархиях и приходах, необходимостью расширить усилия в области религиозного образования, катехизации и евангелизации. Миссионерским целям должна служить вся приходская жизнь, в особенности духовно-просветительские труды пастырей и мирян и повседневная диакония, являющаяся органически присущей общинам верующих “литургией после литургии”. Именно поэтому сильное миссионерское воздействие имеет социальное служение Церкви, её забота о бедных и угнетённых людях, беженцах, мигрантах, безработных и лишённых крова.
Православная миссия должна учитывать многоликость современного общества, необходимость особого подхода к различным профессиональным и культурным группам, в частности, к воинам, рабочим, земледельцам, членам профессиональных движений, различным группам интеллигенции, обездоленным жертвам урбанизации и современной технической цивилизации, людям, входящим в социальные группы риска, подследственным и заключённым. Необходимо особо выделить миссионерскую работу с молодёжью, организацию богослужений и религиозных бесед для детей и подростков.
Важной частью миссионерского служения Церкви должен стать её вклад в культуру, искусство, науку и иные области народной жизни. В этой же связи надо рассматривать вклад Церкви в решение проблем экономики, экологии, миротворчества, устроения государственной и общественной жизни, а также участие православных христиан в общечеловеческих усилиях, направленных на разрешение этих проблем.
Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения. В связи с тем, что развитие литургической жизни в нашей Церкви практически остановилось в первые послереволюционные годы, а большинство жителей наших стран безвозвратно утратило традиционную для прошлых веков культуру, представляется необходимым сделать более доступным их пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов, хранящих в себе величайшую боговдохновенную мудрость и могущих быть действенными средствами православного образования и воспитания.
Имея в виду крайнюю необходимость развития практических церковных усилий в указанных направлениях, Архиерейский Собор определяет:
1. Поручить Священному Синоду образовать в самое ближайшее время рабочую группу по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на её канонической территории. Рабочей группе предлагается поручить сбор и анализ полной информации:
— о современном состоянии миссионерского поля, входящего в область канонического и пастырского попечения Русской Православной Церкви, о миссионерской деятельности на этом поле инославных церквей и религиозных объединений,
— о прозелитской деятельности нехристианских религий;
— о распространении церковных расколов, лжеправославных групп и их деятельности внутри церковной среды;
— о пара-религиозных группах, эзотерических культах и сектах, прежде всего имеющих тоталитарный и автократический характер,
— о степени религиозного и конфессионального самосознания у нашего народа, о сопоставимости процентного соотношения так называемых “номинальных” и “практикующих” православных.
2. По завершении трудов рабочей группы и представлении ею информационных материалов и соответствующих предложений Священному Синоду иметь суждение о создании специальной общецерковной структуры, призванной:
— координировать миссионерскую деятельность синодальных учреждений, епархий, монастырей и иных церковных институций;
— стимулировать создание миссионерских структур на епархиальном и приходском уровнях, а также в монастырях и иных церковных учреждениях;
— продолжать сбор информации, необходимой для ведения миссионерской работы;
— исследовать вопросы церковной жизни, влияющие на миссионерскую деятельность;
— противостоять разрушительным для Православия действиям инославных, нехристианских и псевдорелигиозных миссионеров, деятельности тоталитарных сект;
— делать необходимые для миссионерской работы богословские и практические разработки, представлять соответствующие рекомендации церковному Священноначалию.
3. Поручить Синодальной комиссии по богослужению:
— продолжить начатые, но не завершенные Поместным Собором 1917-1918 годов труды по упорядочению богослужебной практики;
— продолжить редактирование богослужебных текстов, начатое в нашей Церкви в начале текущего столетия;
— обсудить иные вопросы, связанные с миссионерским значением православного богослужения и церковной культуры.
В состав комиссии включить представителей синодальных учреждений, духовных школ и иных церковных учреждений, а также православных учёных — историков и филологов. О персональном составе комиссии и конкретном плане её работы иметь суждение Священному Синоду.
4. Учебному комитету разработать и внедрить в программу учебных заведений предмет миссиологии. Привести учебную программу по сектоведению в соответствие с новейшими сведениями и новейшей реальностью. Переработать курс пастырского богословия с учётом требований, предъявляемых к Церкви современной жизнью.
Одноименная глава книги:Православная миссия сегодня.
Спб.: «Апостольский город», 1999