Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Основные асппекты современной миссии в РПЦ

03.06.2011

cropped-135_sm.jpegОсновные асппекты современной миссии в РПЦ. Священник Александр Короткий, зам. председателя миссионерского отдела РПЦ

Основные аспекты современной миссии в РПЦ

Возрождая свое миссионерское служение в наши дни Русская Православная Церковь решает самую масштабную за последние несколько столетий миссионерскую задачу – приведение ко Христу всех народов, освобожденных из-под ига безбожной идеологии, живущих в мире социальных потрясений, конфликтов и противостояний. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество» и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием уменьшается.

В современной миссионерской деятельности оказывается малоэффективным использование литературы, образовательных программ (например, по Закону Божию) и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей. Подобная литература не ставила перед собой цель приведение обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому. Современная миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, потребовала более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям уже пришедшим в Церковь, уже воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества. Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди «крещенных, но непросвещенных», со своей мерой строгости, своим языком проповеди. В-третьих, сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам – одно из направлений миссионерской деятельности. Миссиологические исследования этих вызовов, как в каноническом, так и в историческом, культурологическом аспектах открывают нам новые характеристики современного миссионерского поля Русской Православной Церкви. Они позволяют также находить соответствующие эффективные формы и методы миссионерского служения. В настоящее время можно уже выделить несколько направлений в современной миссионерской деятельности:

Прежде всего это миссия воцерковления. Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии – включение оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и образа их жизни.

Такая просветительская деятельность среди различных слоев населения, предполагает постоянное обновление форм миссионерского служения и выдвигает жесткие требования к миссионерам. Миссионеры несут Благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Боге и в Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному опыту, возрасту, образованию, профессиям, и в быстро меняющемся мире требуют постоянной заботы и участия. И здесь на помощь приходит и проведение специальных миссионерских богослужений с привлечением всех клириков и инициативных мирян к участию в процессе воцерковления новых членов общины. И практика включения в миссионерскую деятельность прихода мирян, через «миссионерские поручения». Где главной задачей таких поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви, посредством участия мирян в богослужении: несении клиросного и алтарного послушания, организацию крестных ходов и иных церковных торжеств. А также через участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет форумах, теле и радио передачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

Другое направление – информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные СМИ, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. Ведь по-прежнему главной задачей для церковных СМИ является просвещение народа, так как наши соотечественники, оторванные в период богоборчества от церковных традиций прошлого, от религиозного образования, остаются до сих пор несведущими в том, что является нашим национальным богатством: они не имеют представления об основах православной культуры, о христианской этике, лишены элементарных знаний о Церкви и смысле православной веры.

Отдельно хотелось бы коснуться такого явления в нашей жизни как интернетсообщество. Ни для кого не секрет, что существенным свойством интернет пространства является свобода. Ничто и никто не может помешать человеку изложить свои мысли и поместить в международную сеть то, что ему нравится, что его интересует и волнует. Естественно, что интернет, являясь не только средством связи между людьми, но в большей степени – средством выражения их внутреннего мира, отражающий всю падшесть и противоречивость души современного человека. В настоящее время интернет, как и вся наша страна, представляет собой огромную невозделанную миссионерскую территорию. Как и в нашем обществе, большинство людей в интернете – нецерковные, есть также христиане – приверженцы различных традиций, есть активные атеисты, есть люди интересующиеся и тянущиеся к вере, есть те, кто не верует только потому, что находится далеко от российских духовных центров и Евангелие им еще не проповедано. Коснемся же ряда моментов несения миссии в интернет сообществе. Итак, миссия во всемирной паутине, как часто именуют интернет пространство, может осуществляться тремя способами: 1) через представление информации на web странице; 2) через участие в открытых беседах – телеконференциях или интернет-форумах; 3) через личную переписку.

Каковы характерные особенности и преимущества миссии через Интернет?

  1. Независимость от расстояний, что особенно важно для нашей протяженной страны.
  2. Быстрота распространения информации.
  3. Сравнительно (с изданием газет, телепрограммами) небольшие вложения денег и времени.
  4. Время на раздумье и подбор материалов.
  5. Творческая свобода.

Но каковы же трудности такой миссии, а их замечу также не мало.

Во-первых, «рядом», то есть по другим web адресам, столь же доступным для читателя, находятся неприемлемые вещи – развратного содержания контент, сайты оккультного характера и т.д.

Во-вторых, нет, как и при использовании других СМИ, столь важного для миссии начала – а именно, живого личностного общения.

В-третьих, электронное сообщество, значительную часть которого составляют программисты и вообще люди, по работе связанные с компьютером, имеет свой язык, которым приходится если не пользоваться, то, по крайней мере, понимать.

В-четвертых, для всех участников требуется владение техническими средствами – компьютером и мало-мальским навыком обращения с соответствующим программным обеспечением.

Итак, как мы видим трудностей немало, но, несмотря на все эти трудности, главным существенным плюсом миссии в интернете является то, что и один в поле – вполне воин, один активный человек может сделать очень много. Ведь главным принципом интернета является общедоступность, и соответственно каждая православная страница просто не может не быть при этом миссионерской в большей или меньшей степени.

Дает ли миссия через Интернет какие-то плоды? Безусловно. Известны случаи крещения людей после продолжительного общения с православными через интернет, другие люди просто становятся ближе к Церкви, третьи становятся образованнее, учатся говорить о своей вере, задумываются над тем, что раньше упускали. Интернет быстро развивается, и, по-видимому в будущем, будет развиваться еще быстрее, есть и будут в нем как православные так и иноверцы и воинствующие богоборцы, но от того, кто будет в нем активнее, кто сможет давать с его помощью ответы на насущные вопросы времени, зависит в некоторой степени и наше будущее, будущее нашего отечества. Конечно же современным миссионерам в своей деятельности, как никогда ранее, приходится искать нестандартные решения. Для них особенно важно уметь донести опыт апостольской и святоотеческой традиции на языке, понятном современникам. А интернет это, конечно же, подходящий инструмент, но ни в коем случае не заменяющий живого общения. И компьютер, и интернет – это инструменты. Их можно сравнить со скальпелем, который в руках хирурга является благом, потому что с его помощью спасается жизнь человеческая, но в руках убийцы и разбойника – это зло, потому что он приносит смерть. В интернет пространстве можно почерпнуть очень много полезного: существует большое количество сайтов катехизического характера, где рассказывается о вере, что очень помогает тем, кто ищет истинного пути спасения, присутствуют сайты социальной помощи, сайты служб милосердия и помощи обездоленным, различные христианские форумы и сообщества. Но несмотря на все разнообразие христианских интернет ресурсов, нужно четко помнить, что в современном обществе, где почти забыта заповедь о любви к ближнему и царит повсеместное безразличие и холодность, в том числе и к вопросам религиозным, миссионер должен уметь всколыхнуть равнодушного, побудить его обратиться к Евангелию и привнести христианские ценности в повседневную жизнь. В обратном случае место православного миссионера займут дилетанты, мракобесы и сектанты, как это мы иногда, к сожалению, наблюдаем в нашей повседневной жизни.