Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

ОТ СУЕВЕРИЙ К СЕКТАНТСТВУ

02.04.2013

cropped-135_sm.jpegПитанов Виталий Юрьевич,

научный сотрудник Православного института

религиоведения и церковных искусств
ОТ СУЕВЕРИЙ К СЕКТАНТСТВУ
Суеверие всегда базируется на невежестве, прежде всего богословском. Что в свою очередь мешает христианину отличать ложь от истины и тем самым облегчает возможность его вовлечения в сектантские организации. Знание основных ересей, активно пропагандируемых большинством современных сект, может помочь снизить степень опасности для христиан быть вовлеченными в них. Длительное изучение современного сектантства вынуждает нас обратить внимание на вероучительную общность многих сект. Попытаемся выделить те антихристианские учения, которые разделяют большинство сект

Догмат о Пресвятой Троице. Этот догмат отвергают фактически все секты, что не должно нас удивлять, так как без признания христианского учения о Пресвятой Троице Иисус Христос становится в лучшем случае пророком, но никак не Богом. Если же Христос – не Бог, значит, спасти человечество от греха и порожденной грехом смерти Он не мог. Без догмата о Пресвятой Троице христианство превращается в набор архаичных мифов.

Учения о Боге пантеистично. Если быть более точным в сектах, особенно оккультных, популярен пантеистический монизм. Это связано с несколькими причинами. Пантеизм учит, что все есть Бог, а если все есть Бог, значит, человек по природе божественен. Если природа человека божественна, следовательно, греха нет, зло становится относительным понятием. Зло превращается во временное несовершенство, наличие которого столь необходимо в этой религиозной системе. Фактически пантеизм оправдывает зло, делает его легитимным. Если зло изначально присуще природе, то мгновенно меняется роль дьявола: он становится носителем зла не в силу своего свободного выбора, как учит христианство, а в результате естественных свойств своей природы. Дьявол становится носителем добра, потому что добро и зло в пантеизме – разные стороны одной и той же материи. Монизм провозглашает единство всего. Есть абсолют, весь мир является его проявлением. Если весь мир – проявление одного и того же абсолюта, который божественен, значит, и дьявол – его проявление, значит, и он божественен. Пантеистический монизм возрождает язычество на новой основе: все есть Бог, Бог во мне, постигая себя, я постигаю Бога и становлюсь Богом. Вот логика данной системы. Покаяние в ней оказывается ненужным, в чем же может каяться Бог?

Бог, в сектантских учениях, чаще всего безличен. С личностью можно общаться, личность может прощать. Безличностная система позволяет ввести законы кармы и перевоплощения, тем самым сделав человека марионеткой безликих сил. Закон реинкарнации снижает уровень человеческой ответственности: в этой жизни человек ведет греховный образ жизни, а в следующей – исправится.

Православная христология, к сектантской, не имеет никакого отношения, наиболее популярно теософское учение о Христе: Иисус был праведным человеком, который стал Христом в процессе своего духовного развития. Каждый человек рано или поздно может стать “христом”.

Популярно магическое отношение к жизни и суеверия, с которыми активно борется христианство. Возрождение магизма подрывает науку, подменяет ее оккультизмом. Поиск сверхъестественного, поиск чуда становится нормой, уровень критичности сильно падает.

В моде миф о равенстве религий, точнее, единстве их источника. Бог один и тот же, но он проявлял себя в разные периоды и среди разных народов по-разному. Активно пропагандируется идея относительности истины, заявляется, что ни одна религия не может претендовать на абсолютную истинность, что такое утверждение является признаком фанатизма и невежества. Подобная идеология размывает основы всех мировых религий и фактически ставит своею целью их развал. Любая критика “единства религий”, считается признаком маргинальности, с маргиналами же нужно бороться как с рассадником фанатизма.

Ныне популярен синкретизм, при этом делается акцент на форме религии, и замалчивается подмена ее содержания.

Материальное благополучие многими сектами выдвигается как признак высокой духовности. Оно считается необходимым условием духовной эволюции. Утверждается, что нет смысла в страданиях и бедности, что это анахронизм, от которого надо избавиться. При этом происходит тонкая подмена: согласно христианскому вероучению, не богатство губит человека, а неправильное отношение к нему. Без Христа нет спасения и никакое богатство не поможет человеку попасть в рай, если он вел греховный образ жизни. Сектанты вносят некоторые “уточнения”: богатство – это возможность для широкой социальной деятельности, человек, помогающий бедным – разве это плохо? Нет. Тогда зачем углубляться в выяснение подробностей: сколько жизней было погублено, для того чтобы накопить это богатство, сколько людей умерло от голода, чтобы этот человек мог заняться благотворительностью; кому есть дело до того, что тот же самый “благотворитель” выпускает оружие или открывает публичные дома? Рай можно построить на земле, Небо – это отвлеченное понятие, вот девиз многих сект.

Часто утверждается идея борьбы с разумом. Ум заслоняет видение Бога, поэтому откажитесь от мышления, и Бог откроется в вас! Вот принцип многих, если не всех, сект. Получают широкое распространение медитативные практики. Их частое применение снижает уровень критического мышления людей и делает их более внушаемыми. Фактически будет отвергается трезвенная, критичная вера, к которой призывает христианство, ее заменяют “слепой” верой, в которой так любят обвинять христиан современные сектанты.

Основное оружие сект в борьбе против христиан: фальсификация истории, подмена понятий, распространение лжи (без возможности рассказать правду), псевдонаука, тенденциозная подача материала в средствах массовой информации.

Конечно, мы можем попытаться сделать только небольшой набросок тех учений что ныне популярны в сектах. Но и он заставляет задуматься над тем, кто мы, какие ценности лежат в основе нашей жизни, и лишний раз задаться вопросом: являем ли мы своей жизнью верность Христу или мы так же теплохладны, как и те, о ком сказано в Откровении Иоанна Богослова: “Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр.3:16).