Проект «Валаамские беседы»: Культура Валаама

 

Проект «Валаамские беседы»: Культура Валаама

Первоначальное название проекта «Валаамские встречи» было переименовано в «Валаамские беседы». Это связано с тем что все встречи, по большей части носят характер бесед.

Многие аспекты в нашей жизни отражают прошлое, составляют настоящее, переносятся в будущее. Одним из таких аспектов является культура. Каждое сообщество в определенный период времени оставляет после себя делания, труды, бережет свое прошлое, приумножает настоящее, передает будущему.

Встреча, которая состоится 24 октября в 15:00 в библиотеке имени Николая Рубцова в рамках проекта «Валаамские беседы», будет посвящена культуре Валаама, прошлому и настоящему, тому как протягивается эта незримая связующая нить и что оставит современность нашим потомкам.

В следующем году исполняется 150 лет с того момента, как Николай Семенович Лесков (1831-1895) на пароходе «Валаам» отправился в путешествие к монашеским островам Валаам и Коневец. В наше время один из теплоходов валаамской флотилии носит то же название «Валаам» — словно эстафета времени, когда определенные имена, поступки, слова не имеют искажений, тем самым не позволяя внешнему влиять на внутреннее. Это путешествие отразилось в творчестве писателя: так увидели свет произведения «Очарованный странник», «Павлин», «Таинственные предвестники», «Северный Афон». Иногда в монастыре мне встречаются люди, которые после своего первого посещения находят его произведения и начинают их читать. Повесть «Старый Валаам» Ивана Шмелева читали даже те, кто не был в монастыре, а некоторые, впечатлившись от прочитанного, посещают Валаамский монастырь. Конечно, были на острове и другие писатели, о которых пойдет речь на ближайшей встрече в библиотеке.

 

 

В конце августа 1866 года в книге регистрации монастырской Зимней гостиницы появилась запись: «Петр Чайковский». По возвращении Чайковского с Валаама в Петербург свет увидел клавир второй части симфонии под названием «Угрюмый край, туманный край».Отдали дань в своем искусстве красоте природы Валаама, монастырю русские художники Иван Шишкин, Александр Гине, Петр Балашов.

Яркий и неоценимый след на Валааме оставил архитектор Алексей Горностаев (1808-1862). Валаамское наследие Горностаева включает в себя девять зданий: Зимняя гостиница, Водопроводный дом, Знаменская часовня, двухэтажный корпус на Никольском острове с братскими кельями и домовой церковью Иоанна Дамаскина, Храм свт. Николая Чудотворца на Никольском острове, храмы во имя Всех Святых и в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна одноименных скитов и другие здания.

То, что нам осталось в наследство, передается через живопись, литературу, музыку, экскурсии, которые проводятся братией монастыря и валаамскими экскурсоводами.На Валааме постоянно работает фотовыставка, которая обновляется с регулярной периодичностью. На ней представлены фотоработы братии монастыря, настоятеля Валаама епископа Панкратия. Сегодня одним из ярких образов духовного просветителя является отец Мефодий, ушедший из жизни в июле этого года. Многие культурные проекты в монастыре делались по его инициативе.

В «доковидные» времена на Валааме проходил Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель». Владыка Панкратий охарактеризовал фестиваль как не только культурный, но и миссионерский, просветительский проект: «У человека, встающего на путь веры, много вопросов. Ответы чаще всего мы даем не разумом, а сердцем. Православное пение вызывает чувства, которые способны дать ответ. Мы передаем духовные ценности посредством пения».В этом году в одном из помещений Зимней гостиницы проводились творческие встречи с известными музыкантами и певцами: выступали отец Анатолий Першин, Светлана Копылова, Максим Жерновой и многие другие.

 

 

Как и в любом сообществе, где есть люди, присутствует определенная культура общения. На Валааме, как и в любом другом монастыре, она тоже есть, но выражена не ярко, при этом очень запоминается. Это выражается в спокойном, ровном тоне при разговоре. Еще одна очень важная отличительная черта состоит в том, что в разговоре с валаамским отцом, иноком или послушником нет словоблудия, празднословия: когда мирянин спрашивает о чем-то, ему дают ответ именно по той ситуации, которую он описал, ответ дают на основе евангелия, трудов Святых Отцов. На мой взгляд, очень важно, чтобы значимые и полезные для человека слова не затерялись среди ненужной информации.Можно восхвалять или осуждать интернет, но факт его присутствия в современной жизни отрицать бесполезно. Так в наше время вошло новое понятие — информационная культура. В основном информационная культура включает в себя умения, навыки, компетенции – все, что связано с деятельностью, которая подразумевает работу с информацией. Обычно мы видим конечный результат этой работы, который выражается в роликах, статьях, онлайн трансляциях, фотоработах. И если этот результат не приносит пользы человеку, то вряд ли такой труд нужен.

На информационном поприще несет свои послушания братия Валаамского монастыря. В этом году по благословению службы благочиния около месяца свое послушание в Информационном Отделе исполнял и я. Сравнивая все то, что что мне приходилось делать в предыдущие свои поездки в качестве трудника (прачечник, посудомойщик, помощник повара и др. — всего около пятидесяти различных видов послушаний), с уверенностью могу сказать, что послушание в Информационном Отделе Валаамского монастыря одно из самых трудных — я имею в виду не в плане физического труда, а в силу понимания ответственности, которая лежит на его сотрудниках.

С какой бы стороны мы не рассматривали Валаам — быт, история, культура, административно-хозяйственная деятельность — всегда во главе угла будет стоять христоцентричность, к которой многие приходят через культурное наследие. Эту статью, мне хотелось бы закончить словами Гете, которые он произнес на закате жизни: «Пусть духовная культура идет вперед, пусть естественные науки непрерывно растут вширь и вглубь, пусть дух человеческий охватывает все более и более широкие горизонты, — высот нравственной культуры христианства, озаряющей нас из Евангелия, мы никогда не превзойдем!»

Использованные источники:

  1. Валаамский монастырь и его подвижники.– изд. 5-е, испр. и доп. СПб.; Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
  2. Официальный сайт Валаамского монастыря – Апухтин А.Н.: https://valaam.ru/monastery/6125/(Валаамский монастырь, 2001).
  3. Официальный сайт Валаамского монастыря – Валаамские творения архитектора А.М. Горностаева: дивная премудрость Божия, воплощенная рукотворно: https://valaam.ru/publishing/10493/(Трудами братии Валаамского монастыря, 11.02.2016).
  4. Официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной церкви – Певческий фестиваль «Просветитель» прошел на Валааме: http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?id=120221(30 июня 2017).

Фото: https://valaam.ru/

Николай Белавинский,

сотрудник Миссионерского отдела Санкт-Петербургской Епархии

 

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ