Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

ПСЕВДООЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ШКОЛАХ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ

03.05.2012
cropped-135_sm.jpegЧеренкова С.В., сотрудник Душепопечительского центра «Покров», Москва, Соколова Н.А., к.б.н., ВНИИТИ РАН. ПСЕВДООЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ШКОЛАХ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ.   В последнее время развивается так называемая альтернативная медицина или медицина Нью эйдж, которая использует «целительские», магические практики и ненаучные принципы и методы. Ньюэйждевская медицина превратилась в целую индустрию, а активная реклама сформировала положительное отношение общества с ее оккультным методикам как к якобы эффективным практикам исцеления, равноценным, если не превосходящим практики научной медицины. В значительной степени все это относится и к области родовспоможения. У родителей, которые приходят на частные курсы подготовки к родам, в большинстве случаев манипулируют сознанием или даже формируют у них новое религиозное сознание – оккультно-языческие. При этом родительским центрам удалось сформировать в обществе устойчивый, но ложный стереотип, что все, кто критикует работу этих центров выступают против права семей самим выбирать способ подготовки к родам и место родов. Но для того, чтобы выбор будущих родителей стал действительно свободным, стоит обратить внимание на суть той подготовки к родам, которая им предстоит. Дело в том, что руководители семейных центров предоставляют новичкам лишь поверхностную и сильно приукрашенную информацию о своих идеях и практиках. Сегодня распространение семейных клубов, центров, школ и их сайтов напоминает рост грибов после дождя: их «выпускники» создают свои клубы, а выпускники дочерних клубов – свои и т.д. Другими словами для беременных женщин и их мужей вероятность попасть в эти клубы и проникнуться антихристианскими идеями прогрессивно увеличивается. Особо отметим, что данная субкультура пустила метастазы в официальную медицину и общие с православныи участниками социальные проекты, и поэтому все эти нельзя считать маргинальными. Большинство частных школ для беременных объединено в «Движение за естественное рождение (естественное/сознательное родительство)». Самые активные организации и медиа- ресурсы этого профиля следующие:   Характерно, что даже среди православных чаще всего встречаются нейтральные и положительные точки зрения на эту субкультуру. Некоторые видят только внешние положительные атрибуты «естественников»: самостоятельные роды в домашних условиях, максимально раннее прикладывание новорожденного к груди, кормление его без режима по первому требованию, ношение в слинге и т.д. Для создания благоприятного имиджа ими используются актуальные для здоровых сил общества лозунги: «повышение рождаемости», «семейные ценности», «многодетность» и др. На своих сайтах и в журналах «естественники» порой помещают интервью с православными священниками. Успех естественного родительства среди «думающих» родителей обеспечивает декларируемый позитив этого движения (часто мнимый и надуманный). Одно лишь словосочетание«рождение в любви» притягивает как магнит, в том числе и православных родителей. Но что понимают под словом «любовь» в данной субкультуре? Оказывается, под «любовью» понимается не добродетель, а физиологические состояния, сопровождаемые секреторным выбросом гормона окситоцина. В список таких состояний, называемых экстатически-оргазмическими, «натуралы» добавили еще роды и грудное вскармливание. При разговорах о «рождении в любви» «духовные» акушерки имеют в виду и «расширение сознания с помощью практик Нью эйдж, то есть специально достигаемые трансовые состояния. Количество и характер практик в родительских клубах варьируется от степени «духовной посвященности» лидера. Псевдоправославные центры прикрываются духовным окормлением священников и по собственному свободомыслию тестируют на мамах мексиканские обряды и восточные ритуалы. На каждый стрессовый период свой способ оккультного «лечения». Самые распространенные практики: йога для беременных, ребёфинг (второе рождение), психотренинги Грофа, оргазмические роды и подготовка к ним, раннее проныривание ребенка, динамическая гимнастика и беби-йога, пеленание мамы (энергетическое закрытие) и т.д. Переживание подобного мистического опыта для адептов нового религиозного сознания представляет «высшую истину», все остальное отступает на второй план. Роды сравниваются с религией, со священнодейством. «Естественники» придают им самостоятельное глобальное значение, приравнивают к божественному знанию. Духовная «всеядность», попытки совместить несовместимое (христианство с язычеством), характерные для «естественного» родительства, происходят из сознания Нью Эйдж. Центральной же его идеей является монизм, согласно которому в мире все, якобы, едино, и нет различий между Богом и человеком. Бог воспринимается не как Всемогущая Личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила (пантеизм). Значит, сам человек якобы и есть Бог, поэтому ему все позволено. Таким образом, Нью Эйдж устраняет нравственный императив и понятия греха, добра и зла. Счастье, свобода и духовный экстаз любой ценой – вот основной принцип жизни. При этом свобода понимается примитивно — как свобода от системы. Такого понятия, как свобода от греха нет. Другим источником пагубных для души и здоровья влияний на беременных женщин и их мужей могут оказаться также идеи и методы «перинатальной психологии», применяемые светскими психологами. Дело в том, что эта наукообразная дисциплина зиждется на отрицающем нравственность психоанализе, на оккультизме (трансперсональная психология) Станислава Грофа и организации ANEP - Национальной ассоциации пренатального воспитания (ANEP, Франция). Строит свою работу эта организация на эзотерических идеях «совершенствования» человека О.М. Айванхова. Хотелось бы надеяться, что православное сообщество, и в первую очередь наши миссионеры, проявят неравнодушие к рассмотренной проблеме, дадут ей оценку и широкую огласку для профилактики вовлечения новых семей в оккультно-языческое движение за «естественное родительство». Параллельно хорошо бы создать возможности для реабилитации тех, кто уже попал в зависимость от этих ньюэйджевских родительских школ, чтобы пробудить у них критическое мышление и заново поставить их в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Самое же главное направление в решении рассмотренной проблемы – это создание школ для беременных и клубов для уже состоявшихся родителей с детьми при храмах с неформальным окормлением священниками.