Ребрендинг околоправославных течений как фактор перехода от радикализма к ереси и сектантству

Доклад директора общественного центра «Просвет» (г. Уфа) религиоведа Вадима Розенфельда на сектоведческой секции XXVI Международных Рождественских Чтений (Москва, 2018)

 

Скачать

Тема псеводоправославия – одна из старейших в отечественном сектоведении. Ее догматические и фактологические особенности разбирались многократно, но причинно-следственные связи редко и скупо подвергались анализу и обсуждению. Мы не ставим своей задачей освещать историю этого явления и перечислять все направления, это задача целого учебника, но вывести некие общие черты, тенденцию развития и причины сегодняшних, наиболее острых проявлений полагаем возможным.

Несмотря на то, что только на сайте центра св. Иренея Лионского, тема псевдоправославия занимает целый раздел, каждый факт доселе считался единичным случаем религиозной мутации, причиной которой считалась личностная неадекватность, а не внешние факторы. Соответственно, все случаи рассматривались, как частности, не имеющие общих причин и тенденций к трансформации в некое общее движение.

События минувшего года заставляют прийти к неутешительным выводам – псеводоправославие за последнее время эволюционировало, окрепло и из небольших маргинальных групп трансформировалось в целое движение, затронувшее и ряд структур РПЦ, что заставляет взглянуть на данное явление под другим углом.

По выражению одного телекомментатора,- «Над Россией постоянно витает ощущение страшного конца». Явление объяснимое – для нашей многострадальной страны, последние сто лет выдались крайне нелегкими.

Апокалиптическое настроение крайне характерно для религиозных масс вообще, а для российских в особенности. Это общая тенденция, которая не просто игнорируется, но, к сожалению, поддерживается. По большей части, именно этим и вызван бурный рост в нашей стране деструктивных религиозных культов, в том числе, псевдоправославных.

Для организации нужно немногое – харизматичный «гуру» и уже заранее апокалиптически настроенная группа, которую надо слегка подогреть. Вспомните любые несколько псевдоправославных движений, и вы вряд ли найдете руководителя, который не использовал бы этого рычага, за редким исключением.

Дополнительными факторами являлись:

  • наличие малоизвестных, либо мифических, (обычно афонских) «старцев», предвозвещавших «конец света». Выдержки из проповедей таких «старцев» либо целые интервью в огромном количестве ходят по рукам, публикуются в соцсетях. Мы знаем, как используют фактор «таинственного старца» структуры «бога Кузи», либо ему подобные,- это один из любимых приемов псевдоцерковных мошенников.
  • стремление к катакомбности. Старшее церковное поколение привыкло жить в изоляции и очень немногие психологически пережили то, что Церковь не просто свободна, но и занимает доминирующее положение. Возникающие в связи с этим обязательства – миссионерская, социальная, педагогическая работа, были, во первых, не по силам, во-вторых, вызывали внутренне сопротивление, как непривычные и чужые дела.
  • «синдром неофита», т.е. восприятие всего, сказанное с приходской кафедры, как абсолютной истины.

Относительным предохранителем от превращения в массовое движение служил фактор честолюбия локальных гуру, каждый из которых считал себя носителем рецепта спасения. Необходим был некий общий ЛОЗУНГ (или бренд), который сплотил бы псевлоправославные движения, если не организационно, то идейно. Таковым и стало движение против ИНН.

ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ ИНН

Оно охватило значительную часть церковных структур. Взрыв произошел, когда универсальное кодирование было предложено российским гражданам – с введением индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Против ИНН осенью 1999 года была развернута мощная кампания. Сотни прихожан, монахов, даже настоятели монастырей подписывали петиции к местным и федеральным властям с требованием не вводить ИНН. Мотивировка во всех случаях была апокалипсической, так что накал страстей сразу оказался очень высок. Один наблюдатель метко назвал это движение «джихадом ИНН».

О накале страстей того времени может служить  Фрагмент из новогодней (на 2000 год) проповеди епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова): «Мы говорим, что нельзя брать и принимать, и расписываться на свидетельстве о приеме идентификационного номера. А они: «А нас с работы выгоняют, у нас дети?» И мы говорим: «Выбирайте, или вы кормите детей, и в погибель, муку вечную уходите, или голодной смертью умираете». Почему и святые отцы сейчас говорят: «время свадеб кончилось», сейчас время покаяния, а мы никак не можем это понять. …Лучше бы не жениться и не иметь детей, потому что одному легче перенести те страдания, которые будут Господом, ниспосланы нам, когда мы отвергнем принятие печати антихристовой».

Многим памятны волнующие подробности этого движения в начале 2000-х ,но мало кто отдает себе отчет, что движение это отнюдь не сугубо российское, не чисто религиозное и уж вовсе не православное, а часть общемирового движения антиглобализации. Именно в конце 90-х, начале 2000-х это движение массово начало распространяться в Европе. Хотелось бы подчеркнуть, что по сути своей это леворадикальное движение. В составе его целый букет – марксисты, маоисты, пацифисты, анархисты, «зелёные», представители секс-меньшинств, приверженцы НРД, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

В апреле 2002 года в Москве состоялся форум «Векторы антиглобализма». На нём была принята «Декларация сопротивления новому мировому порядку». Создано объединение различных организаций, называемое «Антиглобалистским сопротивлением» (АГС). Его инициаторы — среди прочих, московское отделение КПРФ, Союз православных граждан. Причем, кто в этом сотрудничестве был ведущий, а кто ведомый, сомневаться не приходится – для коммунистов использование «модного бренда», это совершенно рабочий момент, равно, как и манипулирование массами и общественными институтами.

Разумеется, антиглобализационные процессы упали в Россию именно на религиозную почву. Огромную роль в пропаганде сыграли газеты «Русь православная», «Русский вестник», интернет-сайты «Стояние за истину» (www.zaistinu.ru) и «Благословение» (www.blagoslovenie.ru), радиопередача Жанны Бичевской «От сердца к сердцу». Нередко такие газеты распространяются бесплатно, присылаются в монастыри и храмы, епархиальные управления, а материалы, в которых описываются «гонения» епископата на верующих, соседствуют на страницах этих изданий с одобрительными письмами некоторых архиереев. Людям, неискушенным в церковной политике, трудно разобраться, где официальная точка зрения Церкви, а где – мнения отдельных мирянских групп.

Возможно ,это был спонтанный процесс, но факт налицо – западное леворадикальное движение стало одной из причин вспышки религиозного радикализма в России.

Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский. В чем заключался радикализм?

  1. Почти повсеместный отказ в доверии епископату.
  2. Раскольническое движение (еп. Диомид)
  3. Спекуляция именами авторитетных старцев и культ старцев. Причем культ абсолютно неправославный,т.к. « старец» воспринимается как пророк, возглашающий истину в последние времена и требующий беспрекословного повиновения.

Таким образом, все эти признаки носили не традиционно церковный характер, но радикальный, обновленческий, раскольнический. Практически всегда звучали призывы к неповиновению и крайним, насильственным мерам.

Мы помним, что благодаря очень взвешенной и мудрой позиции Святейшего патриарха Алексия II взрыв удалось предотвратить, накал страстей притушить.

Но, проблема и на данный момент отнюдь не решена, отрицание ИНН входит в перечень брендов многих сект и деструктивных культов, таких, как «Лады-Русь». В православной среде культ «Анти ИНН» по-прежнему крайне популярен. Надо сказать, что за почти два десятилетия ни со стороны религиоведческих, ни со стороны церковных кругов, не было сделано серьезных попыток данную проблему решить, или должным образом исследовать. Вопрос практически оставили открытым. Соответственно, остался и огромный пласт прихожан, с заложенной в сознание идеей «религиозного сопротивления».

Движение «анти ИНН» начала 2000-х можно охарактеризовать с нескольких позиций.

  1. Первое со времен «картофельных бунтов» (1830-40-е гг.) массовое религиозно- апокалиптическое движение с элементами массового психоза.
  2. Движение, имеющее ярко выраженную оппозиционную и антигосударственную направленность.
  3. Движение являлось частью общемирового движения левых сил, и связь его с левыми политическими партиями (КПРФ) достаточно очевидна

 

Как известно, лидер КПРФ Г. Зюганов довольно энергично заигрывает с религиями, причем, отнюдь не только с православием. В последнее время КПРФ сильно печалится о российско-индийских отношениях.

Полагаю, что многие почтенные, старцы, игумены и другие ревнители «чистоты православия» весьма удивились бы, узнав, что они оказались в одной компании с хиппи, коммунистами и борцами за права секс-меньшинств.

В результате мы получили такое явление, как православный радикализм, и уже не в маргинальных, а в собственно церковных структурах.

ВСЕРОССИЙСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

В 2012 году Уфимскую епархию посетила группа молодых людей, предложивших провести «совместное мероприятие» по важно общественной проблеме – «отстаиванию семейных ценностей». Отрекомендовались молодые люди, как «общественное движение «Суть Времени». «Интересный проект» выглядит следующим образом – «Суть Времени» приносят обращение к президенту РФ и Госдуме о недопустимости развала семьи, и с протестом против принятия ряда законов – весьма демагогическое и неграмотное обращение. Хотелось бы обратить внимание, что обращение следовало от имени движения «Суть Времени». Епархия организует массовый сбор подписей в храмах. «Суть Времени» забирает обращение и от своего имени отправляет президенту и Госдуму. При этом молодые люди не скрывали атеистических убеждений коммунистической направленности, но весьма уверенно разглагольствовали о о сотрудничестве «во имя благих целей».

Нельзя не отдать должное гениальности замысла. Движение «Суть Времени» численно довольно небольшое. В регионах ячейки и вовсе составляют 5-7 человек. Их первоначальные планы собрать подписи своими силами провалились. И идея использовать Церковь, как площадку пришла в голову умному человеку. Но,чтобы внедриться в церковные структуры нужен был яркий бренд.

Появляется движение – «против Ювенальной юстиции». Уже в мае, на митинге на Пушкинской площади против введения ювенальной юстиции вместе с левым радикалом Кургиняном плечом к плечу стояли прот. Всеволод Чаплин и православная общественность.

9 февраля 2013 года создано «Родительское всероссийское сопротивление»(РВС) Председателем РВС избрана жена Кургиняна М.Р. Мамиконян.

Многие и очень многие с похвалой отзываются об этом движении, говорят, что они делают много полезного. Не могу с этим согласиться. Движение «РВС» изначально было создано не как благотворительное или правозащитное, а именно, как политическое и оппозиционное. «Семейные ценности, борьба за детей» и прочее, это не более, чем бренды, хорошие лозунги. Но в политике они не очень эффективны. Самым ярким брендом является сам термин «СОПРОТИВЛЕНИЕ», война. Создан образ врага – «ювенальная юстиция», с помощью которой некий центр мирового зла в лице мирового капитализма пытается разрушить Россию.

 

И наиболее благоприятной почвой для этих семян оказалась, к сожалению, церковная апокалиптически настроенная масса людей, в которых горел еще «огонь ИНН» и которая ждала только нового лозунга, яркого бренда. Моментально вспыхнуло новое движение, причем страсти кипели даже более чем вокруг ИНН, потому что противодействия не оказывалось абсолютно ни на каком уровне.

Правящие архиереи практически провоцировались и запугивались (многих вводило в заблуждение присутствие прот. В. Чаплина), в храмах массово раздавались листовки, содержавшие ложь, запугивание, призывы к гражданскому неповиновению. Распространялись самые дикие слухи: «будут отбирать детей». Учитывая, что значительная и самая активная часть прихожан – женщины среднего возраста, вариант был беспроигрышный. Надо сказать, что новый бренд многим псевдостарцем пришелся по душе, проповеди произносились одна другой страшнее, сюда же приплетались «ЧИПИРОВАНИЕ» и ИНН. Но в отличие от «борьбы с ИНН», процессом руководят уже не «старцы» и тайные игумены, а вполне светские политтехнологи и в своих интересах.

«Церковный проект» был организован весьма тщательно, с подведением базиса и теории.

 

Факт абсолютно непостижимый, но беспощадно реальный – Церковь, называющая себя «ортодоксальной», была втянута в политический проект прокоммунистическим, леворадикальным движением. Кургинян совершенно не православный и не церковный человек, причем, не скрывает этого. Более того, есть данные о его занятиях оккультизмом и странными тренингами.

Если называть вещи своими именами, РВС, это процесс гражданского неповиновения, который, к сожалению, большей частью состоит из православных, церковных людей. Мы говорим о «православных сталинистах», но Проханов и его последователи, это действительно горстка слабоадекватных людей, которые имеют немного последователей. Сталин, это чересчур эпатажно. А РВС, это парадоксальная, но реальная смычка левых радикалов и православных, возможная, видимо, только в нашем отечестве. Причем, союз этот продолжает работать и крепнуть ,вот свежие данные на епархиальном уровне- совместная акция 2016 года.

Письмо о сотрудничестве уфимского отделения РВС митрополиту Уфимскому и Стерлитамакскому Никону, виза «С содержанием письма согласен».

В 2017 г. на епархиальных Табынских Чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» с весьма яркой речью выступил представитель РВС. Судя по всему, организаторы Чтений полагают, что «будущее человечества» и его нравственные ценности неразделимы с «церковным сопротивлением».

Было бы странно, если бы представитель леворадикального движения не попал на Уфимские епархиальные Чтения, учитывая личность, ответственного за их проведение – митрофорный протоирей Роман Хабибуллин является в Уфе негласным покровителем т.н. «национально-освободительного движения». Именно при приходе Крестовоздвиженского храма, где он настоятельствует, НОД был выпестован и там долгое время была его штаб-квартираНеизвестно, есть ли у них понятие «духовник», но митрофорный протоиерей Р. Хабибуллин, безусловно, духовник лично Д. Молева, возможно, и иных руководителей НОДа. О.Роман и есть тот загадочный клирик Уфимской епархии, которого НОД, якобы, «ввел в заблуждение» при освящении неканонической иконы и организации автопробега «Большая Россия».

Аналитика НОДа, (если этот термин вообще применим к данному сообществу) не входит в задачи данного материала. Но отметить следовало бы следующие моменты:

НОД, безусловно, леворадикальное движение оппозиционного толка. Вся его т.н. «идеология» построена на критике существующего государственного строя и государственных структур, несмотря на маскировочные реверансы в сторону действующего президента.

  • НОД – леворадикальное движение т.н. «крайнего», необольшевицкого образца, по образу действий более близких к скинхедам и «футбольным фанатам». В составе «движения» превалирует деклассированный элемент. НОД активно практикует ложь, провокации, физическое насилие.
  • НОД – леворадикальное движение, не имеющее четко выстроенной идейной платформы, а потому более других нуждающиеся в «раскрученных брендах».
  • НОД – леворадикальное движение, имеющее в основе своей светское начало, но активно использующее церковные площадки, причем в последнем, преуспело, едва ли не более других. Подобно «Сути Времени», потерпев фиаско в «чистой политической борьбе», НОД продвигает «церковные проекты».

Вначале НОД пыталось оседлать идею «противостояния ювенальной юстиции», но ниша была занята

 

Дмитрий Молев и Ирина Бергесет.

Долгое время НОД педалировал идею «антимайданного движения», было много поездок в Донбасс.

Но ниша «патриотизма» узка, и НОД, как мы знаем, не поделил ее с движениями «Суть Времени» и «Партия Великое Отечество».

После скандала с телеведущим Д. Киселевым НОД, объявив всю российскую прессу «агентами влияния США», лихорадочно пытался сделать некий «ход конем». Был необходим яркий «бренд». Таким стал в минувшем году «православный проект» — крестный ход «Большая Россия». Проблема осложнялась тем, что лидера НОД депутата Федорова ни православным, ни церковным человеком нельзя назвать даже с большой натяжкой. В массе НОДовцов процветают самые дикие суеверия – языческие, сектантские, оккультные, и говорить о православии всего НОДа, еще более нелепо. Именно в этот момент на передний план был выдвинут Дмитрий Молев, руководитель Уфимского НОД, человек долгое время проживший при храме в качестве беженца, открывший там же, весьма успешный «церковный бизнес» – производство иконостасов.

Слева направо – Дмитрий Молев, «православный» г-н Федоров, редактор газеты «За суверенитет» М. Сагадатов.

Важность «православного проекта» для НОДа настолько велика, что Молев удостоен «сана» помощника депутата ГД, самого Фёдорова.

В связи с отсутствием мало-мальски грамотного менеджмента, и тотальным отсутствием не просто следов интеллекта, а элементарного здравого смысла, почти все проекты НОДа заканчиваются провалом, и само движение все более принимает признаки характерные для сектантства – обман при вербовке, манипуляции, запугивание. При исполнении «православного проекта» НОДовцы не удержались от привычных приемов,- была написана и освящена неканоничная икона Божье Матери, сам «автопробег» был ложно заявлен благословленным патриархией.  Правду скрыть не удалось, последовало заявление патриархии, и некое подобие «объяснения» Уфимской епархии.

«Московская Патриархия

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ

06 10 2017г

№ 01/5877

115191, Москва, Даниловский вал, 22

Тел.: (499) 578-03-55, факс: (499) 578-03-54

E-mail: udsekr@patriachia.ru

 

Т.В. Кирносенко

Уважаемая Татьяна Владимировна!

 

Сердечено приветствую Вас с пожеланием помощи Божьей в добрых делах.

 

В отношении Вашего письма, направленного на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА относительно автопробега «Большая Россия», организованного Национально-Освободительным движением и каноничности иконы «Державный покров», сообщаю следующее.

По информации Руководителя Управления по работе с общественными организациями ОВЦО и СМИ протоиерея Дмитрия Рощина, на встрече с представителями НОДа до них была доведена информация, что политическая акция, коей по факту является запланированное мероприятие, не может быть поддержана Церковью и не может иметь статуса крестного хода .

Помимо этого Преосвященный Никон , митрополит Уфимский и Стерлитамакский сообщил, что неканоничная икона «Державный покров» была освящена по личному решению клирика Уфимской епархии, введённого представителями НОД в заблуждение.

Несмотря на отсутствие благословения Священноначалия, запланированный крестный ход стартовал. Во время шествия представители данной организации вводили в заблуждение Преосвящённых, что у них есть благословение Патриарха, хотя никаких документальных подтверждений предоставить не могли.

Данное мероприятие расценивается как самовольная политическая акция и не имеет отношения к Русской Православной Церкви.

 

С почтением,

первый заместитель управляющего делами

Московской Патриархии, епископ Воскресенский

Ссылка на PDF версию ответа из московской патриархии: https://drive.google.com/file/d/0B0fGiYhD4jNqMFpwSjZtOTBReEU/view

23:58 6 октября 2017г.

 

Хотя т.н. автопробег «Большая Россия» не дал ожидаемых результатов, но определенные проценты НОД он принес. Нет сомнения, что НОД и дальше будет разыгрывать эту карту. Сейчас НОД и православие прочно ассоциируются, во всяком случае для невоцерковленной части населения, так же как когда то ассоциировался Д. Энтео. Т.е. мы наблюдаем еще одно леворадикальное движение под православной окраской, а учитывая то, что НОД это просто рассадник всевозможных бредовых и сектантских идей, движение это будет разъедать Церковь изнутри.

Освящение иконы митрофорным протоиереем Романом Хабибуллиным. («введенным в заблуждение»).

Старт автопробега от Крестовоздвиженского храма Уфы.

МАССОВЫЙ ПСИХОЗ «ЦАРЕБОЖИЯ»

События минувшего года еще не успели выветриться из памяти. Описывать все перипетии со злосчастной «Матильдой» нет смысла. Но с одним фактом сложно поспорить – вся Русская Православная Церковь была втянута в скандал на грани массового психоза опять таки несколькими кучками радикальных группировок. Общая обстановка оказалась настолько наэлектризованной, что достаточно было искры для взрыва.

Но, анализируя ситуацию, в качестве чего был при этом образ Николая Второго? Не более, чем бренда, повода для «сопротивления».

И если в начале скандала с некоторой натяжкой можно было говорить о защите чести поруганного Святого, то ныне монархические лозунги звучат открыто.

Резонно было бы спросить, когда РПЦ была монархически настороженной? С Поместного собора 1917-18 гг. – никогда.

Когда высказывания депутата Госдумы, даже в генеральском чине воспринимались едва ли не как откровения? Никогда.

Когда Церковь шла на поводу у политически радикальных группировок? Никогда.

Естественно, любое радикальное политическое движение, попав на религиозную почву, становится религиозно-радикальным. А религиозный радикализм, по последствиям своим крайне негативен. Он лежит за гранью ортодоксального православия.

Какую догматическую картину мира мы наблюдаем во всевозможных «РВС», «АНТИ-ИНН», «НОД» и прочих псевдоправославных движениях? Дуалистическую, почти манихейскую.

«Существует некий центр зла, непременно ассоциируемый с масонами-капиталистами-госдепом и прямо связанный с антихристом. Этот центр управляет иными враждебными силами, создавая структуру всемирного заговора.

И есть центр Добра. Но центр Добра, это не Христос, а тот или иной «святой», «пророк», старец или гуру-подвижник».

Орудием противостояния злу является не молитва, не упование на Бога, не добрые дела, но (!!!) радикальная общественная и политическая  деятельность – пикеты, петиции, митинги, и в результате все сводится к ГРАЖДАНСКОМУ НЕПОВИНОВЕНИЮ. Чья это тактика? Коммунистов и левых радикалов. Мы уже ряд лет наблюдаем ужасную картину – церковные структуры используются в леворадикальном политическом движении.

Затем происходит совершенно закономерный переход от радикализма к сектантству и прямой ереси. Появляется целый пантеон полусвятых-полубогов. Именно параллельно с движением против ИНН раскачивается теория о «царе-искупителе», его «предтече» Распутине, и массе других – от Чапаева до Талькова. Были случаи, когда известные священники называли день расстрела царской семьи «второй Пасхой». Прибыль от продаж неканоничных икон, а также от путешествий по стране миро- и кровоточащих образов составляют одну из главных статей очень солидного дохода.

Почему возникли новые имена? Чем православных радикалов не устраивает образ Христа? Вот здесь мы и сталкиваемся с понятием ребрендинга.

Ребрендинг (англ. rebranding) — активная маркетинговая стратегия; включает комплекс мероприятий по изменению бренда. Удачный ребрендинг позволяет компании выйти на новый уровень развития, привлечь внимание новых клиентов и увеличить лояльность существующих. 

Христианство – религия Любви и Мира. В данном же случае сектантам требовалось движение агрессивное, оппозиционное, в основе которого лежит СТРАХ И СОПРОТИВЛЕНИЕ. Со Христом это увязать довольно сложно. Поэтому в ход пошли такие персонажи, как Иван Грозный, Распутин, Тальков и извращенное понимание роли и личности Николая Второго. Налицо абсолютная подмена религиозной составляющей.

Несмотря на видимость христианства и соблюдения православных обрядов, православие мнется, коверкается и трансформируется для удобства радикальных политиков.

Леворадикальная ересь еще ждет своих исследователей, но слова Святейшего патриарха Алексия Второго трудно забыть: «Отказ от ИНН по религиозным мотивам – это проблема, которая создается на пустом месте.<…> Такое впечатление, что эти люди упорствуют не только по незнанию, но <…> куплены кем-то, чтобы вносить смущение в сознание других»…

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ