Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

С молитвой и гитарой

20.12.2016

 

В 15-й раз собрались на Грушинской поляне авторы-исполнители и любители бардовской песни, чтобы установить православный лагерь у белоснежной красавицы-часовни, блистающей на июльском солнышке своей золочёной главкой с православным крестом. Даже не верится, что мы приезжаем сюда уже столько лет! А первый раз это было в 2002 году, когда два автобуса с православными бардами прибыли на фестиваль памяти Валерия Грушина и расположились в самом центре Грушинской поляны в нескольких километрах от автомобильного города Тольятти. Один автобус, в котором ехал и я, прибыл из Санкт-Петербурга от молодёжного отдела Санкт-Петербургской епархии, а другой из Москвы от клуба православной авторской песни «На Крутицах», снаряжённый синодальным отделом по делам молодёжи.

Ты помнишь, как всё начиналось?
Всё было впервые и вновь!

(гр. «Машина времени»)

А начиналось всё с миссионерской поездки двух наших соратников на Грушинский фестиваль, годом раньше, летом 2001 года. Вернувшись с «Груши» (так ласково называют этот фестиваль его завсегдатаи), один из них Сергей Смирнов рассказал нам о том, что на этом, самом престижном и старейшем фестивале авторской песни буйным цветом расплодились секты. Пользуясь благодушным расположением доверчивых любителей бардовской песни,  многотысячной толпой собирающихся в жаркие июльские денёчки на живописном берегу Волги на Мастрюковских озёрах, они улавливали их в свои сети. Особую тревогу вызвало присутствие на фестивале огромного, (почти 1000 человек!) лагеря кришнаитов. Хорошо экипированные, с огромным цветным шатром посредине лагеря, с множеством палаток для бесед с людьми, кухней, электрифицированной сценой и прочими благами цивилизации, кришнаиты вели активную пропаганду своего учения на Грушинском фестивале… Парами разгуливая по всем тропинкам в своих оранжевых балахонах, они распространяли кришнаитскую литературу, раздавали прасад и заманивали доверчивых  людей и молодёжь в свой лагерь, предлагая им бесплатное ритуальное угощение и танцевальные вечера под бесконечные мантры о Кришне… Надо ехать на «Грушу», — решили мы и долгие месяцы шла подготовка к этому первому десанту православных на Грушинский фестиваль. Получили благословение митрополита Самарского Сергия. Была даже мысль создать свой альтернативный фестиваль там же на Мастрюковских озёрах, но она промыслительно не реализовалась. Вместо неё уже многие годы мы проводим конкурс православной и патриотической песни в рамках Грушинского фестиваля. Его хорошо знают и к нам специально едут из разных городов и весей и приходят к нашей часовне на конкурсное прослушивание авторы-исполнители и коллективы, от детей, до убелённых сединами бардов.

От Визбора и Окуджавы до Юрия Шевчука…

Если честно, я не очень-то жаловал бардовскую песню, ну разве что несколько песен Владимира Высоцкого, или Булата Шалвовича Окуджавы, ну и по песенке Митяева да Визбора мог послушать… Мои музыкальные вкусы формировались рок-н-роллом, джазом и диско, модным в 70-е годы. Конечно, я не чурался и классической музыки, и очень любил старинную: Моцарта, Баха, Генделя, Марчелло и Вивальди. Но когда я впервые побывал на «Груше» и окунулся в романтику костров, палаточной жизни, песен под гитару по кругу, а особенно православных, то сразу влюбился в них и это состояние не проходит вот уже полтора десятка лет! После первого межрегионального православного лагеря на Грушинском фестивале, Господь сподобил меня организовать и провести первый в Питере Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни, который довольно успешно прошёл 11-13 сентября в уютном кинотеатре с символичным названием «Свет», что располагался на Большом проспекте Петроградской стороны. Его основными участниками стали как раз православные барды, с которыми я познакомился во время поездки на Грушинский фестиваль! А апофеозом первой нашей поездки стал приезд на Грушинскую поляну лидера рок-группы DDT Юрия Шевчука, так же впервые посетившего этот знаменитый фестиваль!

Яко исчезает дым, да исчезли!

По-разному складывались поездки в православный лагерь на Грушинском фестивале. То больше, то меньше приезжало народу. Разная была погода: от палящей жары и ливневых дождей до ураганного ветра, сносившего шатёр часовни…

Да и судьба самого фестиваля складывалась непросто: он, то разделялся на два фестиваля, то вновь сливался воедино!

Запомнились несколько случаев наших отношений с «Грушинскими» кришнаитами. Когда мы в первый раз приехали на «Грушу», мы столкнулись с засильем кришнаитов везде и повсюду, не только в их огромном лагере, но и на рынке, на пляже, на тропинках фестивальной поляны, куда бы мы не пошли везде пестрели их оранжевые балахоны… А апофеозом кришнаитского нашествия стал праздник колесниц. Выглядело это так: по дорожкам и тропинкам фестиваля двигалась многочисленная пёстрая процессия кришнаитов, котрые несли на плечах носилки с куклой Кришны, сопровождаемая бесконечным пением мантры про «харю Кришны, не вмещающуюся в раму» (как шутит грушинский народ!). Процессия неторопливо, приплясывая и распевая свои мантры, двигалась по дорожкам и тропинкам, как бы беря в кольцо Грушинскую поляну. И вот когда процессия поравнялась с православным лагерем, то её движение вдруг остановилось, и они встали толпой у верёвочной ограды нашего лагеря. Мы сначала растерялись, но потом сообразили, что надо молиться, и девочки первыми стали петь православные молитвы, а подоспевший на помощь батюшка Артемий Скрипкин запел «Христос воскресе из мертвых». Мы дружно подхватили Пасхальное песнопение, и кришнаиты поспешно ретировались от нашего лагеря! На следующий год мы тоже решили обойти Грушинскую поляну крестным ходом. Но когда этот крестный ход в июле успешно состоялся, то руководство во избежание столкновений на религиозной почве, запретило любые религиозные шествия на фестивале. Так единственный за историю Грушинского фестиваля православный крестный ход, положил конец кришнаитским шествиям на фестивале! А ещё через год и лагерь кришнаитов исчез, «яко исчезает дым»!

Переезд на Фёдоровские луга.

 В следующем году фестиваль разделился надвое: одна часть осталась на Мастрюковских озёрах, а другая переехала на Фёдоровские луга, поближе к городу Тольятти. В этот период наш православный лагерь переехал на Фёдоровские луга. Но, пожалуй, именно там наш конкурс православной и патриотической песни на Грушинском фестивале получил особое становление и развитие. Сейчас в этом конкурсе принимают участие большое количество авторов-исполнителей и коллективов из разных городов России и ближнего зарубежья. Первое время после переезда Грушинского фестиваля на Фёдоровские луга, кришнаитов почти не было видно. Лишь одна палатка на окраине фестивальной поляны напоминала о их существовании, но с годами, это присутствие вновь возросло и все приезжающие на «Грушу» первым делом видели их большой организованный лагерь. А в последние годы нашего пребывания на Фёдоровских лугах они так активизировались, что снова начали ходить своими ритуальными шествиями по всей фестивальной поляне…

Христос воскресе, братья кришнаиты!

Однажды меня разбудили утром участники нашего православного лагеря, с тревогой сообщив мне, что к нашему лагерю приближается шествие кришнаитов, и я сразу отчётливо это осознал, по громким звукам, доносившимся из динамиков, которые несли на своих плечах поклонники Кришны. Они демонстративно проследовали мимо нашего лагеря, приплясывая под бой своих барабанов, и громко распевая мантры. Многие обитатели Грушинской поляны с любопытством смотрели на происходящее и на нашу реакцию на это шествие. Процессии предстояло дойти до края фестивальной поляны и этой же дорогой вернуться обратно. За короткое время мне пришлось облачиться в богослужебное одеяние, достать сосуд с крещенской водой, а ребята быстро связали из веточек небольшой веничек для кропления, и мы встали у ограды нашего лагеря в ожидании возвращения кришнаитского шествия. А когда они приблизились к нашему лагерю, я стал кропить их шествие святой водой с возгласами: Христос воскресе! Некоторые их них с радостью подставляли под струи святой воды свои лица, а кое-кто даже отвечал нам «Воистину воскресе»!

Белоснежная часовня с золотым куполом.

 

 

С самого первого лагеря на Грушинском фестивале мы устроили у себя шатровую часовенку, где мы молились и устраивали богослужения. В первый раз мы из подручных материалов изготовили большой крест и установили его над часовней. А чтобы он был заметнее, я покрасил его зубной пастой, и он засиял яркой белизной над Грушинской поляной! Под зелёным тентом нашей часовни часто возникали беседы на духовные темы с обитателями фестиваля, которые с интересом заглядывали в православный лагерь в гости. А когда Грушинский фестиваль вновь объединился в единое целое и мы вернулись на старое место, на Мастрюковские озёра, то с удивлением увидели, что нас уже ждёт там каменная белоснежная часовенка в честь святителя Николая Чудотворца, с ярко блестящей на июльском солнце луковицей золотого купола, увенчанной православным крестом! Нашей радости не было предела! Вот так мечты становятся былью! И теперь по воскресным дням мы молимся там не только с участниками православного лагеря, но и со всеми желающими обитателями Грушинского фестиваля! А перед часовенкой организаторами фестиваля с любовью устроена красиво вымощенная тротуарной плиткой площадка, на которой мы обычно и проводим прослушивание участников православно-патриотического конкурса.

Лагерная жизнь.

Конечно, жизнь в лагере не ограничивается молитвой и конкурсом. У обитателей палаточного лагеря немало забот: нужно готовить еду на костре, пилить и рубить дрова, носить воду для кухни и умывальника, поддерживать порядок на территории лагеря и даже украшать её, чтобы в нём было уютно и было не стыдно принимать гостей, которые довольно часто посещают православный лагерь. Комендантом лагеря уже многие годы является Виктор Казаев из города Тольятти. Он заранее приезжает на Грушинскую поляну и основывает Православный лагерь, оборудует необходимые бытовые составляющие лагеря, готовя его к приезду делегаций из Петербурга, Саратова, Самары, Тольятти и других городов.

Православные авторы-исполнители не только участвуют в конкурсной программе фестиваля и выступают на разных площадках Грушинской поляны, но и наполняют жизнь обитателей православного лагеря песнями у костра, делая вечера и ночи незабываемыми! Ну а кто же из обитателей «Груши» откажется в знойный июльский денёк сбегать на Волгу, или одну из её живописных проток, чтобы окунуться в прохладную речную водичку?! От этого удовольствия вряд ли кто-то откажется!

В нашем лагере всегда много детворы, которая своим смехом и играми оживляет атмосферу лагеря. Из года в год детишки, приезжающие со своими родителями в православный лагерь растут на наших глазах и не редко сами вливаются в творческую и бытовую жизнь лагеря. Не редко, специально для них в лагере проводятся детские конкурсы с подарками и призами!

За эти годы у обитателей православного лагеря появилось множество друзей из разных регионов нашей Родины. Не редко нас приглашают в гости другие лагеря, и мы с удовольствием откликаемся на эти приглашения!

Ежегодно наши православные авторы-исполнители участвуют в конкурсе авторской песни памяти Валерия Грушина и выступают на многих сценах фестивальной поляны.

Одним словом православный лагерь стал неотъемлемой частью Грушинского фестиваля.

Дорога – дорога, ты знаешь так много… (гр. «Любэ»)

Нельзя не упомянуть и о дороге на фестиваль и обратно. Всю дорогу от Александро-Невской лавры до волжских берегов и обратно группа посещает монастыри и храмы и, кроме личных просьб, везде молится о благополучном совершении нашего миссионерского лагеря и всей поездки! Кратко перечислю пункты наших остановок: из Александро-Невской лавры мы направляемся в Троице-Сергиеву лавру, где поклоняемся святым мощам прп. Сергия и Никона Радонежских и других святых, а так же могилам Патриархов Московских и всея Руси, окунаемся в святой источник и едем в Коломну, где при Троицком храме в Щурово располагаемся на ночлег, окунаемся в воды реки Оки, ужинаем и поутру отправляемся в путь. Следующим пунктом нашего маршрута является Вышенский женский монастырь, где мы читаем перед ракой со святыми мощами Святителя Феофана Затворника акафист, и после трапезы, окунувшись в святом источнике Казанской иконы Божией Матери, едем на фестиваль в Тольятти. На обратном пути мы обычно посещаем Санаксарский мужской монастырь, где поклоняемся св. мощам праведного адмирала Феодора Ушакова и его дяди прп. Феодора Санаксарского, потом направляемся в Дивеево, по дороге окунувшись в студёный святой источник прп. Серафима Саровского. В Серафимо-Дивеевской женской обители, поклонившись св. мощам прп. Серафима Саровского, идём на святую Канавку, а оттуда направляемся в Муром. Там нам предстоит приложиться к святым мощам покровителей семьи  благоверных Петра и Февронии. И, наконец, завершающим пунктом нашего паломничества является Иверский мужской монастырь на Валдае. Это путешествие-паломничество является дополнительной наградой участникам поездки в православный лагерь на Грушинском фестивале.

Вместо эпилога

Надеемся, что и в следующем году Бог даст нам вновь осуществить поездку на фестиваль памяти Валерия Грушина и провести очередной XVI межрегиональный православный лагерь! Желающие поехать с нами могут обратиться в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру накануне будущего лета.

Руководитель Санкт-Петербургской группы и поездки на Грушинский фестиваль диакон Сергий Учанейшвили (тел: +79045544638) .