Службы Валаама в рамках проекта «Валаамские беседы»

 

Монастырь можно рассматривать с различных сторон, одной из которых является административно-хозяйственная деятельность. В различных монастырских службах несёт свои послушания Валаамская братия, при этом у всех, кто занят в этой деятельности, есть чёткое понимание того, что служение Богу и ближнему стоит на первом месте.

21 ноября в Санкт-Петербурге, в библиотеке им. Николая Рубцова, состоится очередная встреча с валаамским трудником в рамках проекта «Валаамские беседы», которая будет посвящена этой, порой непростой, монастырской деятельности.

Очень часто можно услышать, что монастырь — живой организм: это действительно так, но не только потому, что по территории монастыря передвигаются люди, идёт какое-то движение, ездят тракторы, приходят в монастырскую бухту корабли и метеоры, гостиница принимает паломников, а служба благочиния вместе с Валаамскими экскурсоводами проводит экскурсии для гостей монастыря. У нас в мирских организациях существуют различные отделы, которые отвечают за работу определенных направлений, и когда работа этих отделов объединяется в один результат, люди могут делать вывод о деятельности организации.

Нечто похожее происходит и в монастыре.
Например, чтобы приехать трудником в монастырь, необходимо заполнить анкету,  https://valaam.ru/pilgrimage/anketa-trudnika/ размещённую на сайте Валаамского монастыря. Затем эти анкеты читает братия, которая несёт послушание в службе благочиния, после этого приходит благословение на поездку, а если есть дополнительные вопросы, то сотрудник службы благочиния связывается по телефону с тем, кто хочет приехать потрудиться во Славу Божию.

Когда все формальности улажены, то из монастыря на Валаамский причал посылается список с фамилиями тех, кто должен в определённый день и время сесть на теплоход «Святитель Николай».

По прибытии в монастырь, после путешествия по Ладожскому озеру, которое бывает не всегда спокойным, нас встречает сотрудник службы благочиния и сопровождает в помещение, где проходит регистрация вновь прибывших. После регистрации выдаётся талон, где указано: место жительства на острове (Водопроводный дом, Успенская гостиница), послушание (может меняться), трапезная (трудники питаются вместе с братией монастыря), дата приезда и отъезда. Расселившись, мы уже поступаем в ведение коменданта, который занимается распорядком дня, смотрит за соблюдением внутренних правил, утром оповещает с помощью колокольчика о необходимости быть на полунощнице, а вечером проводит вечернее правило с чином прощения. Послушания делятся на постоянные (трудник закрепляется на весь срок пребывания в монастыре в определённом месте), сменные (сегодня посудомойщик, завтра помощник повара) и дополнительные (бывает необходимость, после исполнения своего послушания, помочь полить цветы).

Своевременным распределением людей занимается тоже служба благочиния, например: завтра в трапезной праздничный обед и, соответственно, в службе Келаря требуется усиление. В этой ситуации по телефону в службу благочиния поступает запрос о том, что необходимо ещё несколько человек. Служба благочиния, зная кто, где и чем занят, принимает решение о том, кого можно перевести в подмогу. Эта информация поступает по телефону коменданту, который в свою очередь оповещает конкретного трудника о смене послушания.

Исходя из этого примера, можно говорить о слаженности работы монастырских служб. При этом нельзя забывать, что у всех сотрудников различных служб есть другие послушания: пение в братском хоре, чтение Неусыпаемой Псалтири, звонарь и другие. Но на первом месте всегда служение Богу:

«Монах тот, кто ум свой отдалил от чувственных вещей и воздержанием, любовию, псалмопением и молитвою непрестанно предстоит Богу» — преподобный Максим Исповедник.

«Монах тот, кто, от всех отделясь, со всеми состоит в единении»; «Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми, и в каждом видит себя самого»; «Блажен инок, который на содевание спасения и преспеяние всех взирает, как на свое собственное» — преподобный Нил Синайский.

Как работают другие службы монастыря (служба Келаря, служба Эконома, Паломническая служба); почему административно-хозяйственная деятельность не отвлекает от Служения Богу; сравнение работы служб в «доковидный период» с настоящим временем – всё это и многое другое можно будет узнать на встрече, которая будет проходить 21 ноября в библиотеке им. Николая Рубцова

Миссионерский отдел