Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Святой Колумба Ирландский

09.06.2013

Тихо, как тихо… Повтори хоть сто раз «тихо» — тише не станет.
Подумай о тишине, сожми ее плечи, задержи дыхание во имя тишины.
Вот летит Голубь Христов – святой Колумба.
Кольм Килле приходит за хлебными крошками, что обронили люди впопыхах.
Свете тихий, светло просвети душу мою.
Христов воин – Колумба Айонский летит над Ирландией и дальше, через море, к острову Айона.
А там уже туман и древние ставни, молочные ставни, за которыми – сияние,
и голубь Колумба говорит на языке любви с травами и людьми.

89_sm9 июня — день памяти Колумба Килле, святого Колумбы Ирландского (Saint Columba, 7 декабря 521 — 9 июня 597). Его также называют Кольмом Килле (Colum Cille) — Голубем церкви.

Колумба (собственно Кримтан (Crimthann), прозванный современниками Колумба, Колум Килле, Кольм Килле, что означает «Голубь Церкви», 521, Гартан, Донегол, Ирландия — 9 июня 597) — ирландский святой монах, проповедник христианства в Шотландии. Святой Колумба считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии». В 563 году святой Колумба основал первый монастырь на территории нынешней Шотландии и был там настоятелем.

Его дядя и племянник также почитаются как святые.

Ирландия

 

Как известно, святым покровителем Ирландии считается святой Патрик, принесший на остров это новое вероучение и основавший первый в Ирландии монастырь (Армаг). Непосредственно рядом с ним принято ставить фигуру Бригиты, святой девственницы, также основательницы монастыря (Килдар). Ориентация на монастырь и монастырскую культуру отличала ирландское христианство с самых первых десятилетий его существования.

Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, ни Бригита не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирландским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви — Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом.

 

Святой Колумба и святой Патрик

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников, предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком. Так удивительным образом связались судьбы двух величайших британских проповедников (Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия. — М.: Вече, 2008).

Рождение

 

Святой Колумба происходил из королевского рода Уи Нейллов, а значит, был потомком великого короля Ирландии Ниалла-девять-заложников, он был сыном Федлимида. Его мать Этне была из королевской семьи Лейнстера. родился в 521 (523?) году в Донеголе, поселении Гартан. По праву высокородного рождения мог претендовать на высшую власть в Ирландии, но благородство крови, думаю, утратило для него духовную ценность, когда он крестился от Духа Святого. Святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей.

В детстве он воспитывался у пресвитера по имени Круйтнехан, потом обучался у старца Геммана. Затем он поступил в монастырь святого Финтана, где жили и учились многие святые Ирландии. Был рукоположен во священники святым Экианом.

Кольм Килле – что значит «Голубь Церкви», — так называли его за его преданность христианской вере товарищи по латинской школе святого Финниана.

По преданию, святой Колумба дополнил образование в монастыре Клонард, особенно прилежно изучая Священное Писание. При этом он не оставлял и поэтического искусства, которым овладел в совершенстве. Именно в этом монастыре Колумба подружился с другими святыми своего времени – Комгаллом († 601) (память 11 мая в Западной Церкви) и Каннехом († 600) (память 11 октября в Западной Церкви).

Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида (филиды — древнеирландские поэты, занимавшие в обществе особо почетное место. Творчеству филидов приписывалась особая магическая сила; считалось, что их песни могут приносить как добро, так и зло). Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем — не только культуры прошлого.

Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя — Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, прославившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” — богато орнаментированное Евангелие — считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, пожалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “разлуки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и свежей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах

.

Битва при Куль Древне и добровольное изгнание

В 561 году произошла кровопролитная битва между Верховным королём Ирландии Диармайдом, сыном Кербела и двоюродным братом Колумбы, Айнмире, который правил на севере Ольстера. Айнмире и его союзники победили по молитвам святого Колумбы, потеряв лишь одного человека, в то время, как со стороны Диармайда погибло три тысячи. Существуют различные версии участия Колумбы в этом конфликте. Согласно одной из версий, когда король приказал сжечь церковь, в которой укрывался его враг, то Колумба, возмущенный этим, поднял свой клан против короля. И было сражение у Куил Дремне, в котором погибло три тысячи человек, и вину за их смерть возложили на Колумбу. Наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой Диармайд приказал казнить сына короля Коннахта, находившегося под покровитель Колумбы, что вызвало негодование и ближайших родичей Колумбы, и короля Коннахта. Ирландские клирики собрали Поместный Собор (в Тальтиу), на котором действия Колумбы были подвергнуты осуждению. Во время Собора в Тальтиу святой Колумба едва не был отлучен от Церкви из-за разногласий с королем Диармадом. Святого оправдали благодаря вмешательству святого Брендана Биррского (память 29 ноября в Западной Церкви), который засвидетельствовал, что святому Колумбе споспешествовала милость Божия. Однако по пророческому совету святого Брендана он все же решил покинуть родину и отправиться в путь с проповедью о Христе, как и многие другие ирландские святые того времени. Святой Филлан (St. Fillan) , святой Киеран (St. Kieran), святой Брендан (St. Brendan) , святой Кессог (St. Kessog) переплыли Ирландское море, чтобы установить поклонные кресты и поставить храмы среди холмов и горных долин северной Британии задолго до того, как Колумба распрощался с родной землей.

Отдельно рассмотрим версию о «битве из-за книги». Согласно этой версии, святой Колумба побудил своих знатных родичей вступиться за него после “неправого приговора” верховного короля: тот повелел отнять у святого тайно переписанную им копию Вульгаты, принадлежавшую святому Финниану, и расценил сам факт тайного переписывания рукописи как кражу. В результате между сторонниками святого Колумбы и сторонниками короля вспыхнула битва при Кул Древне, в ходе которой погибло много людей. Потрясенный этим кровавым побоищем, Колумба решил покинуть пределы Ирландии и искупить свой грех, обратив в лоно Церкви столько человек, сколько погибло по его вине. Исследователи считают, что история с битвой из-за тайно переписанной книгой — не более, чем красивая легенда. Неправый приговор короля “Каждой корове должен принадлежать ее теленок” вошел в список “исторических фраз” Ирландии, историки считают, что легенда о “битве из-за книги” скорее всего не имеет под собой никаких оснований и вряд ли могла возникнуть раньше XII в. Королем, который имелся в виду, был Диармайд мак Кербалл из так называемых “южных” Уи Нейллов, которые постоянно враждовали с “северной” ветвью за призрачную “верховную” власть, сводившуюся по сути лишь к контролю за северными и, отчасти, северо-западными районами страны. Битва при Кул Древне, в которой Диармайд был разбит объединенными войсками северных Уи Нейллов и Коннахта, действительно имела место, но произошла она в 561 г. и была одним из многочисленных междоусобных столкновений. Однако битва при Кул Древне упоминается в первом Житии святого, написанном около 685 г. девятым аббатом Ионы святым Адамнаном (Vita Columbae), который пишет, что Колумба отправился на Иону “через два года после того сражения”.

Интересно, что отъезд за море всегда осмыслялся в ирландской, еще дохристианской культуре как посещение иного мира или как смерть. И очень часто это именно так и было. Интересно, что в раннесредневековой Ирландии существовало особое наказание, которое официально смертной казнью не считалось, но по сути, конечно, ею и было: осужденного завозили на маленькой лодочке далеко в море и оставляли там одного без весел и паруса и почти без запасов съестного. Параллельно с этим в повествовательной традиции бытовали чудесные рассказы о плаваниях в далекие земли, о прекрасных островах, лежащих за морем. Этот жанр был единственным, который переняла и христианская традиция (ср. плавание святого Брендана).

В свое знаменитое добровольное изгнание на остров Иону у западного побережья Шотландии святой Колумба отправился в возрасте сорока двух лет, то есть — в 563 г.

Стоит заметить, что с язычниками у шотландцев дела были совсем плохи. За три года до изгнания святого Колумбы на остров Иону, в 560 году, языческий король Бруд Brude повернул со своими войсками на юг, чтобы атаковать шотландские поселения в Далриаде (Dalriada). Он уничтожил их короля Габрана (Gabran) и погнал шотландцев назад к морю, заключив их на полуостровах Аргилла.   Скверное положение шотландцев становилось почти безнадежным. Это было слишком очевидно для Колумбы. Опираясь на авторитет своего священства и свое высокое происхождение, он шел в надежде покорить язычников с помощью проповеди Евангелия. В конечном счете, его успех вел к объединению пяти королевств, на которые Британия в то время была разделена, в Королевство Шотландии, которое в средние века имело весьма значительное влияние на дела западной Европы.

Стоит заметить, что Иона с древних времен была культовым друидическим островом.

Монастырь на острове Иона

 

Установив парус на хрупком кожаном суденышке, Колумба с 12 собратьями пересек море. Затем команда монахов последовала на север и 12 мая 563, накануне Троицы, они причалили к бухте Рыбачьей Лодки на остров, который стал известен как остров Церкви Колумбы или Айона. Зная любовь кельтов к лингвистическим загадкам, неудивительно, что «Айона» на одном из кельтских наречий означает «голубь». Таким образом, остров был назван по имени своего первого аббата и первооткрывателя. (По различным данным, остров был подарен ему королём Дал Риады Коналлом или же пиктским королём Бруде. Древнеирландское название острова — Í, впоследствии он стал известен, как Í Choluim Chille или Ikolmkill (остров Колумбы).)

В 563 году святой Колумба вместе с 12 монахами (среди них был и Эоход Галлоуэйский), его соотечественниками, достиг острова Иона, расположенного у западного берега Шотландии. Открытый суровым ветрам и бушующим волнам, маленький остров представлял собой ровное плато, каменистое и покрытое песком, с невозделанной почвой. Он находился между землями пиктов и скоттов, и именно ему было предначертано стать одним из наиболее прославленных мест ирландского христианства благодаря деятельности святого Колумбы.

Поскольку остров был бесплодной пустыней, и монахи должны были перевозить с соседнего острова Мулл материалы для своего жилья. Жилище возводилось из прутьев и тины и выглядело наподобие улья. Колумба наградил крестьянина, на земле которого они собирали прутья, дефицитные даже на Мулле, несколькими сосудами ячменя, урожай которого был у монахов удивительно богат и вызрел в удивительно короткий срок. Дубовые бревна для строительства первой церкви пришлось везти с большой земли. Монахи построили трапезную, амбар, конюшню и мельницу.

Через Колумба и его последователей в Шотландию пришла письменность. Как и в большинстве монастырей того времени, важным занятием монахов Айоны было переписывание Священного Писания.  Эти тексты были очень нужны тем, кто проповедовал среди кельтов в новых колониях. Святой Колумба сам сделал 300 копий Писания, включая сборник, в котором содержались песнопения для каждого дня недели. Среди личных творений Колумба книга Altus Prosatus – поэтическая история творения, падения человека и искупления.

 

Наставник монахов

 

Устав, составленный Колумбом и определявший распорядок  жизни на острове, не был точно таким, как в других монастырях востока или запада. Литургия по воскресеньям и праздничным дням и дням поминовения святых по указанию аббата. Святой Колумб постановил, что Святой Брендан (St. Brendan) и святой Коламбанус (St. Columbanus) всегда прославляются на литургии в день их упокоения. Устав указывал монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время заупокойной службы как если бы умерший человек был их закадычным другом».

Есть записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамени: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами…

Истинный сторонник кельтской традиции, Колумб был строгим аскетом. Его кровать и подушка были из камня. Часто он проводил ночь в молитве в уединенном уголке острова.

Монахи строго постились, сохраняя древнюю традицию воздерживаться от пищи до трех часов дня в постные дни. Послабления в посте были возможны с благословения аббата, если приезжал паломник, поскольку гостеприимство рассматривалось как миссионерский инструмент. Гостей на Айоне всегда принимали тепло. До сего дня на Айоне сохранился каменное корыто, в котором древние паломники мыли ноги.

 

Монастырь и его миссия

 

Одной из неотложных забот Колумба было обеспечение расположения короля Бруда. Взяв с собой двух переводчиков,  он выехал на северо-восток в королевский замок Инвернс. Король Бруд, находящийся под влиянием своего родственника и советника друида Брохана, принял Колумбу вежливо, но холодно. Но после личного общения, король был поражен мужественностью Колумба. Колумб был высокого роста с голосом достаточно громким, чтобы быть услышанным на расстоянии полумили. Однажды святой, прибыв с монахами к крепости, обнаружил ее ворота запертыми. Святой Колумб совершил крестное знамение и ворота распахнулись сами собой. Однажды друид, видя соперника в Колумбе, наколдовал ветер, чтобы помешать морскому путешествию Колумба. Но святой, призывая на помощь Христа, поймал противоположный ветер, который поднялся неожиданно, помогая лодке следовать по курсу.

Хотя Колумб не обратил в христианство короля Бруда, он получил его разрешение продолжать миссионерскую работу среди язычников. В последующие годы святой основал более ста церквей на Альбе, как тогда называлась Шотландия. Колумб был наиболее успешен на западных островах, где и сегодня сохранились развалины церквей в его имя. Продвигаться во владения язычников на северо-восток от Айоны было сложнее. Но  позднее последователям Колумба все же удалось пожать плоды его проповеди и там.

Колумб снискал славу у своих шотландских соотечественников за умение подавлять враждебность язычников. Когда король Далриада умер, Колумб использовал свой авторитет, чтобы привести к власти Айдана Aidan (не святой Айдан), которого он справедливо считал более способным к управлению, чем прямой наследник престола. Пригласив Айдана на Айону он посвятил его в короли. Так произошла первая христианская коронация  в Британской истории.

В биографии святого Колуба говорится о жизни древних монахов – тяготах, трудах по обработке земель, их гостеприимстве и миссионерских походах. Но больше всего говорится о святости Колумба. Он обладал даром целительства, пророчества. Он превращал воду в вино. Вода, освященная им, имела целебную силу. Несколько раз поток несотворенного света был виден над ним, когда он совершал Евхаристию. Но самым большим чудом было его милосердие к каждому.

Святой Колумба, неутомимый и в подвижнических, и в миссионерских трудах, основал множество монастырей как в Шотландии, так и в Ирландии. Настоятелями он поставил своих учеников, но дары прозорливости и пророчества позволяли ему самому управлять всеми этими обителями.

Когда святой не был в пути, он пребывал в монастыре, куда множество посетителей, простых и знатных, приходили, чтобы почтить его добродетели и получить совет. Святой Колумба, стоя на коленях, омывал им ноги и с любовью целовал. Он сочувствовал страданиям всех, кто к нему приходил, так сильно, будто являлся каждому отцом. Святой исцелял больных, боролся с эпидемиями, раздавая благословленный хлеб, изгонял бесов, вымаливал для моряков благоприятный ветер, приходил на помощь земледельцам, примирял распавшиеся семьи. Он призывал грешников к покаянию и оплакивал тех, кто сам не сожалел о своих грехах, потому что из всех добродетелей слезы были его самой красноречивой проповедью.

Жизнеописатель святого Колумбы Адамнан заключает свой труд следующими словами: «Пусть всякий внимательный читатель увидит, насколько достойным перед очами Божиими был наш святой настоятель, сколь часто посещали его сияющие ангелы, сколь велика была в нем благодать пророчества и сила чудес, сколь ясен был божественный свет, сиявший над его главою, пока он еще был жив во плоти».

Прекрасно овладев искусством духовного рассуждения, он был непримирим к нераскаявшимся грешникам, но снисходителен к тем, кто покаялся. Однажды святой приказал, чтобы грабителя, занимавшегося браконьерством в монастырских владениях, снабдили всем необходимым для жизни и отпустили.

Святой Колумба проповедовал не только среди пиктов, он не оставлял без внимания и своих соотечественников скоттов, поселившихся на западе Шотландии. Он короновал их правителя Аэдана на острове Иона, положив начало Шотландскому королевству, и выступил посредником между скоттами и верховным королем Ирландии, чтобы добиться их независимости. Пребывая в келье, он споспешествовал им в битвах, которые подробно описывал своим монахам. Говорили, что князья того времени ничего не делали без совета человека Божия.

34 года святой Колумба нес апостольские труды в Шотландии. Ему было семьдесят семь, когда он отошел в мир иной. Однажды в июне, во время богослужения он увидел ангела, который сказал ему о надвигающейся кончине (597). В следующую субботу он вместе со своим келейником Диармидом шел в амбар благословить просеянное зерно. Тогда он сказал Диармиду, что эта суббота будет субботой его вечного покоя. В ночь, когда приходит день Господа, он будет с Господом. Действительно, утомленный отец-аббат остановился на пути отдохнуть. Колумба пошел освящать монастырские кладовые, а на обратном пути старый белый конь, плача, положил голову ему на грудь. Святой завещал ученикам хранить между собой искреннюю любовь и мир и начал переписывать Псалтирь. Дойдя до стиха «Взыскающие Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33: 11), он прервался и указал на того, кто должен будет закончить этот труд. Около полуночи преподобный поспешно направился в церковь и там упал перед престолом. Пока ученики его поднимали, он сделал едва заметный благословляющий жест и отошел ко Господу.

Почитание святого Колумбы быстро распространилось. Он считается покровителем Ирландии наравне со святыми Патрикием и Бригитой (С течением времени святой Айдан из обители Иона (память 31 августа) основал монастырь Линдисфарн. Оттуда под покровительством святого короля Освальда (память 5 августа), который некогда находился в ссылке на Ионе, он начал просвещение Нортумбрии. В 664 г. Собор в Уитби утвердил победу римского обряда над ирландским в государстве англосаксов. Тогда остров Иона стал центром сопротивления сторонников древнего ирландского предания вплоть до 716 г. Несмотря на нападения викингов в IX в., монастырь Иона продолжал существовать до Реформации (XVI в.), а до XI в. служил усыпальницей шотландских королей).

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан, которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу.