Миссионерский отдел

Санкт-Петербургской епархии

Вступительное слово

03.05.2012
59_smОткрыл конференцию Председатель Миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе.   Наша конференция посвящена, не побоюсь этого слова, глобальной проблеме, распадающейся на комплекс многочисленных частных вопросов, ответы на которые не всегда очевидны, требуют внимательного рассмотрения и серьезных экспертных оценок. Да и, насколько нам известно, сама проблема «альтернативной медицины» начинает затрагиваться в СМИ лишь по каким-либо скандальным информационным поводам, которые чаще всего связанны с теми или иными известными публичными персонами: вскрытое мошенничество, судебное разбирательство, летальный исход и т.п. В качестве необходимого общего замечания, хочу ввести термин, предложенный белорусским экспертом сектоведом Владимиром Мартиновичем: «оккультная среда». Это слабоструктурированная и многоуровневая система суеверий и оккультных взглядов, которая, в силу своей аморфности и глобальности, сама себя питает и надстраивает, поэтому она практически неуничтожима. Оккультная среда создает новые области общественного интереса, если по каким-либо причинам угасает внимание к одной из ее многочисленных составляющих. С одной стороны, оккультная среда тесно связана с мифами «народной веры», т.е. с архаичными языческими представлениями, с другой стороны, она питается новейшей наукообразной мифологией «new age». У оккультной среды в запасе всегда есть резервы: вера в порчу и сглаз, бытовая магия, астрология, экстрасенсы, «дети индиго», НЛО, снежный человек, аномальные зоны, торсионные поля, пришельцы из параллельных миров и т.д. У многих наших соотечественников самым причудливым образом сочетаются в сознании эти языческие, оккультные и псевдонаучные басни, даже у тех, кто рекомендует себя православными христианами. Массированная пропаганда в СМИ культа телесного здоровья, замешанная на мифах оккультной среды создает идеологические предпосылки и формирует в общественном сознании обильно унавоженную почву, на которой густо растут сорняки «альтернативной медицины». Мы не претендуем на то, чтобы предложить единственно возможные решения, мы даже не сможем в рамках отпущенного нам времени затронуть все аспекты проблемы. Наша задача сегодня: во-первых, сформулировать саму проблему «альтернативного целительства», во-вторых, дать оценку этому явлению с позиции православного христианства и, в-третьих, обратить на это внимание гражданского общества и институтов власти.