Миссия в Маниле

Российские священники два года обращают в православную веру жителей Филиппин

Священник Станислав Распутин, возглавляющий в Петрозаводской и Карельской епархии миссионерский отдел, в Тихом океане крестил жителей Филиппин. Они стали православными и выбрали себе в крещении новые имена.
Филиппины — единственное государство в Азии, большинство жителей которого — христиане. Их 94%. Остальные — мусульмане и анимисты. Одно из движений христиан — Независимая филиппинская церковь, неофициально ее называют аглипаянской. Она была основана в 1902 году католическим священником и борцом за независимость Филиппин Грегорио Аглипаем и журналистом де лос Рейсом.

Сегодня церковь насчитывает 4 млн верующих. В числе ее святых много борцов и мучеников освободительной войны, павших в боях с испанцами и американцами. В начале 2014 года лидеры, духовенство и последователи одной из ветвей аглипаянской церкви обратились в Московский патриархат принять их общины в лоно Русской православной церкви. Именно в эти приходы и отправились миссионеры. Два года они здесь работали, встречались с местным населением, рассказывали о православной вере. Первые массовые крещения совершили священники Георгий Максимов и Кирилл Шкарбуль. Два раза приезжал на Филиппины и отец Станислав Распутин. Кстати, священник петрозаводского собора Александра Невского был не только на Филиппинах, но объездил и другие азиатские государства, с миссионерскими визитами посетил Индию.

— Как вы общались с филиппинцами?

— На английском языке, а переводчики переводили на местные диалекты, — рассказал корреспонденту «РГ» отец Станислав. — С людьми было несложно, они ведь уже христиане. Но некоторые все же сомневались. Например, одна женщина как-то спросила: а вы не будете нас учить коммунизму? У людей еще живет ассоциация, связанная с влиянием Испании и США, с «холодной войной»: Россия — СССР, коммунизм. Мы не собираемся русифицировать филиппинцев или заставлять их учить старославянский. Молитвы переведены на их родной язык. Бытует миф, что православие — только для русских. На самом деле это вера всемирная, и православные — люди многих национальностей.

Кстати, нужно отметить, что православные священники на Филиппинах находились в опасности. Они посещали регионы, где действовали радикальные исламские группировки. За то время, что отец Станислав был в стране, похитили 5 европейцев с целью выкупа. Священника пришлось однажды даже отвезти в отдаленное место, о котором никто не знал. А когда происходило таинство крещения, людей охраняли автоматчики. Такое решение в целях безопасности приняли в местной полиции.

-Был ли похожий обряд у филиппинцев раньше?

— Их просто окропляли водой. При принятии православной веры мы крестили по всем канонам — погружением в Тихий океан, — говорит священник. — Каждому надевали на шею православный крестик.

А волны в то время как раз не на шутку разгулялись. Они достигали высоты под два метра. Даже отцу Станиславу приходилось нелегко, хотя он высокий. Отец Силуан Томпсон, который помогал петрозаводскому священнику в таинстве крещения, шутя говорил, что боялся, что отца Станислава унесет в Малайзию. А низкорослых филиппинцев вообще захлестывало водой. Но они с радостными лицами, в светлых одеждах, женщины — в белых платках с детьми на руках терпеливо дожидались своей очереди. У многих были приколоты таблички с новыми православными именами, написанными латинскими буквами, которые они сами себе выбрали: Нина, Ксения, Иван.

Новые имена получили и бывшие иерархи аглипаянской церкви. Епископ Эстебан Вальмера стал Стефаном, Рохелио Рингор — Григорием, бывший священник Елизер Делфин получил имя Елеазар, Диоскоро Бергадо — Алексий, Джон Кольядо — Тимофей, клирика Ренато Буниеля нарекли Романом.

— Все эти иерархи после крещения стали обычными мирянами, — продолжает отец Станислав Распутин. — Они добровольно сложили звания и все регалии. Это говорит об их серьезном намерении начать новую жизнь.

— Кто же будет совершать богослужения в этих приходах?

— Сложный вопрос. Пока приезжают российские православные священники. Но речь идет о том, чтобы крещеные граждане Филиппин поступили в наши духовные семинарии. Например, представители Индии уже учатся в Санкт-Петербурге.

— А как там устроены церкви?

— Конечно, они пока отличаются. Но в них уже установлены иконостасы. У православных на службах принято стоять, здесь сидели. Изменившись внутренне, верующие придут и к внешним изменениям.

— А вы продолжите свою миссионерскую деятельность на Филиппинах?

— Миссия продолжится обязательно. Святейший Патриарх Кирилл благословил ее развитие. Что касается меня, то я полагаюсь на Господа. Я Богу доверяю свою жизнь, — сказал священник Станислав Распутин.

Кстати, ему 31 год. Он карел по национальности. Окончил юридическую академию. А когда стал верующим, понял, что для него главное — служение Богу. Так и появился священник Станислав Распутин. Жена и маленький сын поддерживают его во всех делах, в том числе и миссионерских.

Кстати

Миссионерство во все времена было занятием весьма опасным. Нередко те, кого миссионеры хотели обратить в свою веру, отвергали эти попытки, а иногда даже убивали пришельцев, как это случилось с пятью протестантскими миссионерами из США в 1956 году, когда они пытались обратить в свою веру индейцев племени Хуаорани в бассейне реки Амазонки в Эквадоре.

Аналогичная история случилась 170 лет назад на острове Вануату, где туземцы убили, а затем съели миссионеров. Правда, не так давно их потомки извинились за происшедшее, но это мало что меняет.

http://www.rg.ru/2015/11/05/missiya.html

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ