Формирование миссионерского актива на приходе

фотография представлена из жизни общины Князь-Владимирского Собора

Во многих храмах уже долгое время формируется система воцерковления. Развитие общины — одна из форм церковной жизни. В первые века это было доминирующей формой жизни в церкви. На взгляд многих и сейчас это остается важнейшей формой, т.к. церковь если мы ее представляем как единое тело Христово должно являть себя как конкретное общество людей, с которыми мы едины и которые нам особенно дороги.

Очень многое зависит от того, кого мы определяем для себя как «ближний», как брат и сестра. С кем мы строим отношения и с кем исповедуем учение, в т.ч. «возлюби ближнего своего как самого себя». 

Но преодолеть этот огромный духовный ров, который образовался за время борьбы с церковью не просто. Церковь оказалась отделена от реальной жизни человека. Если раньше, мы знаем, что церковь была частью жизни большинства населения нашей страны: у многих был домашний иконостас, семьи имели одного духовника, регулярно посещали богослужения и участвовали в таинствах, в школах преподавали «Закон Божий».

Для большинства это было обыденной жизнью. То теперь большинством церковь понимается в лучшем случае как дань традициям и культуре, как матрешка и балалайка; а в худшем случае как «архаичное и несовременное», современные люди хотят полагаться на себя, а вера воспринимается иногда и как слабость.  Но душа христианка и будучи честным с собой, человек не может не чувствовать участия в своей жизни другой воли, Воли нашего создателя. Поэтому препятствие, которое создает социум из страхов и стереотипов и предубеждений человеку тяжело преодолеть самому и прийти в церковь.

Современной церкви необходимо находить новые и восстанавливать старые методы диалога с населением. Именно от церкви ждут первого шага навстречу неуверенному поиску истины у людей.

фотография представлена из жизни общины Князь-Владимирского Собора

Миссионерское служение должно стать откликом церкви на редкий интерес к истине «захожан». Пусть интерес и редкий, но очень важный… очень важно его поддержать и развивать. Многие приходят с вопросами к церкви, а значит с интересом.

Да, иногда люди не задумываются о глубине учения церкви, а ограничиваются реализацией своих религиозных потребностей, относясь к храму как к учреждению предоставления подобных услуг: где поставить свечку, отслужить требы, купить иконку.

 Встречать заходящих с вопросами в храм могут и миряне. Миряне, которые уже сами воцерковились и у которых есть естественное желание послужить, послужить Богу и послужить людям. Это должны быть люди, которые могут рассказать о том, что переживаем мы в церкви, как церковь живет, которые могут и хотят приобщить людей к этой радости, к этой любви… источнику любви и познания.

Миссионерский актив должен быть группой с внутренней духовной жизнью, они должны сами являть из себя общину. Важно, чтоб они сами регулярно участвовали в литургической жизни, вместе встречались, молились, читали Писание. Желательно, чтоб миссионерский актив имел и отдельное пастырское окормление как группы.

Священник не обязан быть главным в этом служении, но он обязательно должен участвовать в отборе людей на это служение (благословлять), следить за их духовным становлением как индивидуально, так и группы в целом.

Еще раз повторим, что миссионерский актив должен сам являть церковь, они должны научится терпеть недостатки друг друга и дополнять друг друга в слабостях, должны доверять друг другу как не каждому родственнику доверяют, у них должны быть отношения и центром этих отношений должен быть Христос.

фотография представлена из жизни общины Князь-Владимирского Собора

Важно перед началом общего служения каждому разобраться в себе: поставить в известность сослужащих о регулярности своего служения (напр. 2 раза в месяц), о мере участия (3 часа в воскр), продолжительности (напр. Когда найду работу — уйду), чем мы можем жертвовать ради служения.

Ведь это служение регулярное и кому-то приходится на выходные планировать время исходя из приоритета служения. 

Поэтому миссионерский актив – это лишь верхушка айсберга: плод общих евангельских встреч, совместных молитв, откровений, непонимания, прощения.

фотография представлена из жизни общины Князь-Владимирского Собора

Катехизация – это стройное научение церкви для желающих в нее войти. Т.е. здесь человек имеет четкое желание и потребность понять то, во что верили многие поколения его предков и почему они считают это учение истинной. Или человек осознает тайну в церкви, но хотел бы в нее углубится.

В таком случае катехизация предлагает принять определенные условия для воцерковления. Будет различные испытания и искушения, но требуется яркое желание дойти до конца и понять, выслушать до конца и сформировать свое мнение.

В миссионерском служении человек будет сталкиваться с людьми, которые не всегда осознают свою потребность в Боге, либо люди откладывают как не самое важное и срочно, любо люди боятся углубляться и что-то менять в соответствии с учением церкви.

Поэтому важно показать жизнь церкви изнутри, объяснить важность решений, принятых в этой жизни: с Богом ты или нет! Но миссионерское служение может показаться поверхностным, за несколько минут сложно узнать человека настолько, чтоб вызвать чувство покаяния, но можно вызвать у него интерес прийти еще раз и продолжить узнавать истину.

Поэтому миссионерское служение как логическая часть воцерковления включается в существующую систему общинной жизни.

Разговаривая с человеком в храме, можем не только рассказать, но и пригласить увидеть самому жизнь церкви.



Автор: Денис Новицкий, сотрудник миссионерского отдела Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ