Перейти к содержанию
Участвовать в Миссии
Пожертвовать на Миссию
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП

YouTube VK Telegram Email
  • Новости
  • Об отделеРазвернуть
    • Цели и задачи
    • Новости отдела
    • Ближайшие события
    • Регулирующие документы
    • Сотрудники
    • Контакты
    • Помощь Миссии
    • Как стать миссионером
    • Летопись отдела
  • Наши проектыРазвернуть
    • Клуб «Миссия мирян»
    • Интерактивная библейская группа
    • Информационное обеспечение богослужения
    • Группа поддержки православных христиан
    • Философский дискуссионный клуб
    • Видеоблог
    • Каталог рекомендованного миссионерского контента
    • Индивидуальное психологическое консультирование
    • Международные проекты
  • Благочиния и приходыРазвернуть
    • Миссионерский актив приходов
    • Содействие приходам и благочиниям
    • Новости и анонсы
    • Семинары и тренинги
    • Общеепархиальные проекты
  • ОбразованиеРазвернуть
    • Модульная система обучения
    • Формирование миссионерского актива на приходе
    • Организация приходского консультирования
    • Обучение ведению интерактивной библейской группы
    • Обучение ведению группе поддержки
    • Приходская интернет-миссия
    • Игровой тренинг «Антисофист»
    • Женская школа “Благовещение”
  • Антисектанская деятельностьРазвернуть
    • Консультирование пострадавших от деструктивных сообществ
    • Специализированные курсы
    • Полемика с исламом
    • Взаимодействие с представителями других мировоззрений
    • Взаимодействие со школами, СУЗами и ВУЗами
  • РазноеРазвернуть
    • Концепция проекта Клуб «Миссия мирян»
    • Библиотека
    • Документы
    • Материалы
    • Курсы миссионеров
    • Миссионерский отдел
    • Миссия
    • Василеостровский округ
    • Выборгский округ
    • Колпинский округ
    • Калининский округ
    • Кировский округ
    • Красногвардейский округ
    • Монастырский округ
    • Курортный округ
    • Кронштадтский округ
    • Красносельский округ
    • Невский округ
    • Петроградский округ
    • Центральный округ
    • Московский округ
    • Приморский округ
    • Фрунзенский округ
    • Пушкинский округ
    • Logos ClubРазвернуть
      • Анкета Logos Club
    • Новости Православной Миссии в Санкт-Петербурге
    • Ораторское искусство
    • Петродворцовый округ
    • Пожертвовать
    • Помощь психолога
    • Православный клуб
    • События
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Фотогалерея
    • Навстречу духовным исканиям современных женщин
    • Адмиралтейский округ
    • анкета
    • Анкета православной миссии
    • Анкета участвовать в клубе “Миссия Мирян”!
  • 12
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП
Facebook Twitter Instagram
Главная /
Без рубрики

Сказание о Борисе и Глебе

Опубликовано в25.08.202125.08.2021

Сказание о Борисе и Глебе — или что имел в виду автор

6 августа (нового стиля) – день памяти святых Бориса и Глеба. А значит – у нас снова есть возможность вернуться ко всем темам, которые этим летом обсуждаются так широко. О том, что мы достоверно знаем из русской истории начала XI века. О том, что имели в виду древнерусские авторы. Ну, и перечитать «Сказание о Борисе и Глебе», в конце концов.

Святые Борис и Глеб. Икона. 2-я половина XIII в.

 

О сухой фактографии

Перво-наперво, постараемся отжать из летописей и иных источников сухие факты. Что мы точно знаем о Борисе и Глебе? Крайне немного.

Знаем, что были они сыновьями Владимира Святославича, предположительно – старшими, то есть среди претендентов в очереди на великокняжеский престол занимали первые места. Видимо, именно от того в междоусобице, разразившейся между братьями после смерти отца, первыми и погибли.

А может быть – погибли просто от того, что, в отличие от других братьев, за власть не боролись и сопротивление не оказывали. В то время как их брат Ярослав (будущий Ярослав Мудрый), согласно «Повести временных лет», был гораздо более воинственным и, отстаивая право не платить Киеву дань, в 1015 году собирался воевать даже с собственным отцом.

Вообще надо сказать, что точных лет рождения никого из сыновей Владимира мы не знаем, однако уделы, которыми владели Борис и Глеб – Ростов и Муром соответственно – свидетельствуют о том, что были они скорее младшими.

Киевская летопись упоминает также, что Борис рождён «от болгарыни». В более поздней традиции «болгарыню» благочестиво отождествляют с христианской женой Владимира царевной Анной, сестрой Василия II Болгаробойцы. Однако отождествление это – натяжка: древнерусские памятники упоминают Бориса и Глеба в числе сыновей Владимира от языческих жён. А вот потомков князя от Анны «Повесть временных лет» не знает совсем. Да и зачем давать потомку крещёных греков языческое имя Глеб (имя Борис к тому времени вошло в болгарские святцы)?

Возможно, языческое многожёнство Владимира во многом обусловило и натянутые отношения между его отпрысками. Система престолонаследия в Древней Руси первых веков была родовой, когда имущество отца делилось на всех сыновей по старшинству, отцовский же престол доставался старшему брату.

В случае же с сыновьями Владимира фактически сразу образовалось несколько самостоятельных династических ветвей. Одна из них – полоцкие Изяславичи или Рогволодовичи – тут же обособилась, другие начали борьбу за власть между собой.

По сообщению большинства источников, Борис и Глеб были убиты в 1015 году Святополком, фактическим сыном Ярополка, старшего брата Владимира, на беременной жене которого Владимир женился.

Чуть позже Святополком был убит ещё один сын Владимира – Святослав. Потом за смерть братьев начал мстить Ярослав Владимирович, который в 1019 году убил Святополка в Битве на Альте. Впрочем, некоторая часть исследователей предполагает, что отношения между участниками конфликта были сложнее.

«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.

О важности канонизации Бориса и Глеба

Смерть Бориса и Глеба, отказавшихся нарушить принцип послушания старшему, – ведь после смерти Владимира Святополк занял место отца – была воспринята как мученическая. Более того, братья, по-видимому, стали первыми русскими святыми, канонизацию которых официально признал Константинополь.

Они не были первыми по времени подвига (таковыми считаются Феодор Варяг и его сын отрок Иоанн, погибшие в Киеве ещё во времена язычества Владимира), ни первыми по статусу (однако равноапостольных Ольгу и Владимира Константинополь не признал, поскольку собственные святые такого ранга слишком возвысили бы епархию вчерашних язычников). Значение Бориса и Глеба в другом – они фактически положили начало восточнославянским святцам.

Наличие собственных святых укрепляло статус епархии, наличие канонизированных родственников – статус династии Рюриковичей. Отсюда логично предположить, что Рюриковичи канонизации святых братьев всячески способствовали. Правда, поскольку святые Борис и Глеб не упомянуты в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, почитание их скорее всего началось всё-таки не при самом Ярославе, а при Ярославичах, то есть в 1060-е.

О столь важных святых, какими были Борис и Глеб, в Древней Руси почти одновременно было составлено несколько произведений: «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», летописная повесть, вошедшая в состав «Повести временных лет». Позже возникли многочисленные проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова и церковные службы. Однако самое знаменитое из древнерусских произведений о святых братьях – «Сказание о Борисе и Глебе».

«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов 2. Борис идёт на печенегов

Что хотел сказать автор?

Мы подходим, наверное, к самому интересному вопросу – стоит ли произведения древнерусских авторов рассматривать как простое собрание фактов? Нет. Стоит ли, в таком случае, рассматривать их как «байки»? Тоже нет. Древнерусские произведения отражали мир таким, каким понимали его древние авторы. Так возник своеобразный писательский приём, который Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал «литературным этикетом».

По мнению знаменитого учёного, древние книжники представляли себе мир как некий неизменный заведённый Богом порядок. Соответственно, всех действующих лиц в нём можно было поделить на несколько ролей: праведник или грешник, святой, военачальник, достойный образцовый князь или недостойный князь-предатель – это перечень лишь самых частых.

Соответственно, автор древнерусского произведения не пытался просто отобразить факты (хотя и не прибегал к откровенному вымыслу. Привычные нам по литературе Нового времени вымышленные персонажи появятся в литературе Древней Руси веке в XVII). Древнерусский автор оценивал каждого героя и изображал персонажа в его роли.

И неважно, если иногда приходилось позаимствовать, например, поступки одного святого и приписать их другому, или выделить в разных персонажах сходные черты там, где автору Нового времени интересны были бы, наоборот, разные. Ведь каждый герой, по мнению древнего книжника, выполнял свою жизненную задачу, а способность читателя извлечь из рассказа поучение была важнее жизненной правды в мелочах.

Итак, в Древней Руси идея была важнее факта и типаж важнее героя. Но даже и при таком понимании роли книжности у сочинителя оставалось в распоряжении немало литературных приёмов – например, трактовка поступков героя, а ещё – аллюзии, когда в тех или иных исторических событиях читатель узнавал тот или иной «вечный» сюжет – библейский или мифологический. Впрочем, факты, книжник тоже не игнорировал, а просто отбирал то, что вписывалось в актуальную для него схему.

При этом стоит признать: древняя литература очень непроста. Мы плохо представляем себе круг чтения тогдашних книжников, не умеем с такой свободой узнавать библейские сюжеты. Летописи со временем переписывались в своды, так что сложно сказать, «чей» летописец создавал тот или иной сюжет, а ведь текущие отношения с патроном летописца тоже могли повлиять на оценку героя. Так, например, в разных древнерусских летописях есть два диаметрально противоположных описания князя Игоря Святославича – того самого, который стал персонажем ещё и знаменитого «Слова о полку Игореве». К тому же уровень мастерства древних авторов и конкретный набор используемых ими приёмов очень менялся от эпохи к эпохе.

Так что во многом древние тексты – это головоломка, ключ от которой утерян, и восстановить его могут попытаться лишь те исследователи, чей книжный опыт и кругозор будет отчасти сопоставим с самими авторами прошлых веков. И ведь скрытая образность древнерусских памятников – это только одно из направлений для исследования.

Перевозка на телеге раненого князя Бориса

«Сказание о Борисе и Глебе» – психология праведника. Князь Борис

Жанровым образцом для автора «Сказания о Борисе и Глебе» послужил, очевидно, особый тип греческого жития – мартирий. Именно поэтому автор не рассказывает обо всей жизни своих героев от рождения, но создаёт повествование только о их гибели.

Ещё одна отличительная особенность «Сказания» – глубокий психологизм. Здесь много эмоций, и герои постоянно произносят пространнейшие внутренние монологи. Пожалуй, настолько подробно к внутреннему состоянию героя русская литература вновь обратится веке в XVIII. Правда, в случае со «Сказанием» мы должны признаться: монологи героев здесь вымышлены автором, ведь достоверно знать, о чём думали князья, он не мог. А вот о чём положено было думать идеальным князьям, представлял вполне.

Два образа «Сказания» очевидно контрастируют между собой. Старший Борис здесь хоть и плачет, размышляя о своей будущей смерти (о которой он словно бы заранее знает), но его мысли больше напоминают поучения с библейскими цитатами. Отвергает Борис и предложение дружины, которая изъявляет готовность пойти на Киев и добыть своему повелителю отцовский престол.

Убийцы застают отпустившего дружину князя одного ночью в шатре; Борис молится. Дальше, видимо, желая подчеркнуть для читателя благоверие князя и ещё более заставить сопереживать происходящему, автор допускает явную несообразность. Пока убийцы ходят вокруг княжеского шатра, не решаясь войти внутрь и исполнить задуманное, Борис успевает прочесть утреню и канон. Много веков спустя такой литературный приём с замедлением времени назовут ретардацией.

Но даже и самый напряжённый момент повествования автору, очевидно, хочется продлить, поэтому Бориса в его рассказе закалывают трижды. К тому же повествование об этом неправдоподобно затянувшемся убийстве прерывается то проникновенной речью жертвы к нападавшим, то отступлением о печальной участи княжеского отрока Георгия, то краткой ремаркой о судьбе дружины.

Составители мартириев считали, что сопереживание святым заставит читателей задуматься о вечном.

Убиение святого Глеба. Сильвестровский сборник

Психология отрока. Глеб

Совершенно другим «Сказание» рисует Глеба. Несмотря на то, что ко времени описываемых событий муромскому правителю не могло быть меньше двадцати восьми лет (а для Древней Руси это был очень почтенный возраст), «Сказание» характеризует князя скорее как человека юного, непосредственного, и даже несколько наивного и неопытного.

Так, в отличие от своего рассудительного брата, известие о смерти отца и коварстве Святополка Глеб получает от брата Ярослава; причём, узнав всё это, он, по сравнению с Борисом, гораздо больше плачет и даже «стенает», и «омачает» слезами землю.

Увидев плывущих ему навстречу убийц, князь почему-то решает, что те хотят его поприветствовать, а разобравшись, в чём дело, начинает умолять их не трогать его и даже – вещь, немыслимая для средневековья, – предлагает этим княжеским наёмникам быть его господами, изъявляя готовность стать их рабом. В разговоре с ними Глеб подчёркивает, что «возрастом ещё младенчествует».

Лишь позже, убедившись в неотвратимости происходящего, князь несколько придёт в себя, в его речи появится смирение и размеренность, равно как и верный признак авторского вмешательства – обширные библейские цитаты.

Исцеление слепого у гробницы князей. Мощи князей переносят в храм. Сильвестровский сборник

Житие для вчерашних язычников

Ещё одной особенностью «Сказания» исследователи считают то, что целью автора здесь было прославить не только своих героев – святых Бориса и Глеба, – но и весь род правящих князей – потомков Владимира. Не случайно своё повествование книжник начинает с библейского изречения о том, что «род праведных благословится».

Другая особенность «Сказания», возможно, состоит в том, что автор ориентировался на своих читателей – недавних язычников. Отсюда – некоторые языческие категории мышления, которые можно усмотреть в его рассуждениях.

Например, «окаянный» Святополк назван таковым с самого начала повествования, ещё до того, как он начал творить что-то неблаговидное. Можно предположить, что виной тому было рождение князя, которого автор называет «сыном двух отцов». Более того, такое происхождение Святополка могло бросать тень на весь род Владимира.

В дальнейшем князь оправдывает своё прозвище, совершая братоубийство. И здесь опять интересно проследить, как сочетаются в авторских рассуждениях различные аргументы. Автор подчёркивает: братоубийца не только «стал вторым Каином», но и «осквернил себя кровью». А значит, гибель Бориса и Глеба могла восприниматься, в том числе, и как очистительная жертва. И признаки такого восприятия в авторском повествовании есть.

Разговаривая со своими будущими убийцами, умоляя их не убивать его, Глеб, по-видимому, не случайно использует образы негодной жертвы. «Не пожинайте колоса, ещё не созревшего, и лозу, не до конца выросшую», – говорит князь. За этим следует и совсем странный аргумент: «Се несть убийство, но сырорезание!» В современных переводах последнее слово обычно заменяется на «живодёрство», но не идёт ли здесь речь о неграмотно принесённой жертве.

В убийстве Глеба есть и ещё одно странное обстоятельство – автор почему-то не забывает упомянуть о том, что юного князя зарезал его повар. И здесь убийство опять уподобляется жертвоприношению: «Заклал его, как агнца непорочного и невинного».

Доказательств того, что древний текст воспринимался именно так, у нас нет. Странно лишь то, что образы, объединённые общей темой, встречаются здесь слишком часто, позволяя построить научную гипотезу.

Так «Сказание о Борисе и Глебе» позволяет нам проследить круг проблем, с которыми сталкиваются исследователи, – когда факты нужно отделить от образов, а последние, по возможности, ещё и попытаться истолковать.

Самостоятельно прочитать текст «Сказания о Борисе и Глебе» можно в Электронной библиотеке Пушкинского Дома.

Дарья Менделеева pravmir.ru

Навигация по записям

Назад Назад
Веселый фестиваль красок холи
ДалееПродолжить
Суд подтвердил законность ликвидации краснодарской организации «Свидетели Иеговы»

191167, Санкт-Петербург, ст.м. Площадь Александра Невского, наб. реки Монастырки, д.1.
+7 (911) 019-40-20

Прокрутить вверх
  • Новости
  • Об отделе
    • Цели и задачи
    • Новости отдела
    • Ближайшие события
    • Регулирующие документы
    • Сотрудники
    • Контакты
    • Помощь Миссии
    • Как стать миссионером
    • Летопись отдела
  • Наши проекты
    • Клуб «Миссия мирян»
    • Интерактивная библейская группа
    • Информационное обеспечение богослужения
    • Группа поддержки православных христиан
    • Философский дискуссионный клуб
    • Видеоблог
    • Каталог рекомендованного миссионерского контента
    • Индивидуальное психологическое консультирование
    • Международные проекты
  • Благочиния и приходы
    • Миссионерский актив приходов
    • Содействие приходам и благочиниям
    • Новости и анонсы
    • Семинары и тренинги
    • Общеепархиальные проекты
  • Образование
    • Модульная система обучения
    • Формирование миссионерского актива на приходе
    • Организация приходского консультирования
    • Обучение ведению интерактивной библейской группы
    • Обучение ведению группе поддержки
    • Приходская интернет-миссия
    • Игровой тренинг «Антисофист»
    • Женская школа “Благовещение”
  • Антисектанская деятельность
    • Консультирование пострадавших от деструктивных сообществ
    • Специализированные курсы
    • Полемика с исламом
    • Взаимодействие с представителями других мировоззрений
    • Взаимодействие со школами, СУЗами и ВУЗами
  • Разное
    • Концепция проекта Клуб «Миссия мирян»
    • Библиотека
    • Документы
    • Материалы
    • Курсы миссионеров
    • Миссионерский отдел
    • Миссия
    • Василеостровский округ
    • Выборгский округ
    • Колпинский округ
    • Калининский округ
    • Кировский округ
    • Красногвардейский округ
    • Монастырский округ
    • Курортный округ
    • Кронштадтский округ
    • Красносельский округ
    • Невский округ
    • Петроградский округ
    • Центральный округ
    • Московский округ
    • Приморский округ
    • Фрунзенский округ
    • Пушкинский округ
    • Logos Club
      • Анкета Logos Club
    • Новости Православной Миссии в Санкт-Петербурге
    • Ораторское искусство
    • Петродворцовый округ
    • Пожертвовать
    • Помощь психолога
    • Православный клуб
    • События
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Фотогалерея
    • Навстречу духовным исканиям современных женщин
    • Адмиралтейский округ
    • анкета
    • Анкета православной миссии
    • Анкета участвовать в клубе “Миссия Мирян”!
  • 12
Поиск
Яндекс.Метрика